Больше рецензий

17 марта 2019 г. 10:26

684

4

"Советский Союз - не Россия" - постулат, опровержение, констатация факта? Иван Александрович Ильин написал это эссе дореволюционной кириллицей, указав, что новый алфавит искажает смысл. По сути, эссе представляет собой подбор фактов искажения смыслов. Политическая машина запущена, народ стал топливом истории, вот только эйдосы она производит деструктивные. Бодрийяр бы назвал Советский Союз симулякром. Таким же симулякром является и концепт "хомо советикус".

Патриот предан своему отечеству, своему народу, его духовной культуре, его национальному преуспеянию, его органическому благоденствию; он желает его международной независимости, он служит его сильной и доблестной самообороне... Но патриотом может быть и монархист, и республиканец. В Швейцарии и в Соединенных Штатах вы найдете множество патриотов, но не отыщете монархистов. Не менее патриотов вы найдете в Англии и в Голландии, но «республиканцы» составляют там огромное меньшинство. Родина едина, отечество одно; но государственную форму своей страны люди могут мыслить различно. Это означает, что вопрос государственной формы определяет не патриотическую, а партийную принадлежность человека. В лоне патриотической верности могут пребывать и монархисты, и республиканцы. И те и другие любят прежде всего свое национальное отечество (Голландию, Англию, Соединенные Штаты, Швейцарию, Францию): они — верные голландцы, преданные англичане, гордые американцы, стойкие и храбрые швейцарцы, пламенные французы, а потом уже и именно вследствие этого национального патриотизма они требуют для своей страны той или другой государственной формы — одни желают монархию, другие республику.

Но «советский патриотизм» есть нечто извращенное и нелепое. Это есть патриотизм государственной формы. «Советский патриот» предан не своему настоящему Отечеству (России) и не своему народу (русскому народу). Он предан той советской форме, в которой Россия страдает и унижается вот уже тридцать лет; он предан той партийно-коммунистической «Советчине», которая гнетет и вымаривает русский народ с самого начала революции. Спросите этих людей, почему они не называют себя просто русскими патриотами? Почему они не именуют свое якобы любимое ими государство — Россией? Почему они предоставляют это драгоценное преимущество нам, открыто называющим свое Отечество — Россией, а себя — русскими? Куда и почему они сконфуженно прячут свое национальное естество? Почему они провозгласили себя не сынами своей исторически великой родины, а приверженцами завладевшей ею и советски оформившей ее —интернационально-коммунистической партии?



Иван Александрович Ильин пишет эту работу в эмиграции, в ней его боль и переживания, возмущение интеллигента, которому чужды ура-патриотизм, система доносов и извращенное служение родине.

Он последовательно рассматривает сущность советского патриотизма, государственного устройства, завоевания территории, роль русского народа в построении Советского Союза и приходит к выводу, что СССР продуцирует чуждые русскому человеку смыслы, это искусственный продукт, который подменяет собой ту историческую и культурную роль, которую всегда играло российское государство. Здесь и проблема насильственного присоединения территорий, которые могли бы быть стратегическими партнерами, дружественными странами, но не частью советского пространства, и атеизм, вытесняющий православие, и пренебрежение историей и искусством, и дегенеративное искусство советских членов всевозможных союзов.

Мыслитель надеется, что созданная на Западе для европейцев теория коммунизма не приживется в России, и эта ошибка будет исправлена.

Комментарии


Ильин - головаа.