Больше рецензий

Fenidiya

Эксперт

Эксперт в ватрушках

11 марта 2019 г. 20:32

491

4.5

Не первый раз получается, что не самая любимая книга автора мне нравится больше, чем другие прочитанные. И "Солярис", и "Эдем" мне нравились, но только лишь по основной идее, исключая интерес к повествованию. То есть да, произведения значимые. В них описываются предположения о Первом Контакте, причем не благожелательные и альтруистические, а более представимые в реальности. Чужие планеты и чужой разум могут быть так далеки от нашего понимания, что никакие переводчики не помогут.
Как бы не привлекал меня Первый Контакт, но он ни в какое сравнение не идет с книгами об искусственном интеллекте. О противостоянии человека и машины, о том, что не всякий компьютер способен делать то, что делает человек и о том, что в слишком развитых машинах может появиться искра разума, похожего на человеческий.
"Рассказы о пилоте Пирксе" как раз в большинстве своем о роботах, о механизмах и людях, которые с ними работают. Лем сказал, что не писал о семье Пиркса изначально и не смог вписать ее в остальные рассказы, от этого пилот якобы получился оторванным от жизни, но мне именно это и понравилось. Мы видим пилота Пиркса, а не человека Пиркса. Никаких тут семейных проблем, расставаний и встреч, одна только чистая фантастика. Если кому-то нужна глубина страданий, романтические трагедии и что-то кроме космоса, то это все не сюда 100%.
Не все рассказы мне показались интересными. В первых рассказах Пиркс только новичок и его неопытность часто служит причиной проблем, но он находчив и довольно умен, так что следить за ним хочется. Но техника рассказов часто такова: Пиркс летит на задание, у него случается мистический приход, под конец оказывается, что дело в поломанной электронике. Почти все поначалу строится именно по такому принципу.
Самыми интересными рассказами для меня были: "Терминус", "Дознание" и "Ананке".
Все они так или иначе связаны с "духом в машине".
В рассказе "Терминус" потрясающий сюжет, финал ужасает, но ты понимаешь, что иначе просто невозможно поступить. Пиркс наблюдает за старым роботом-строителем, который около двадцати лет назад стал свидетелем трагической смерти людей. В голове не укладывается что там замкнуло в роботе, почему в его "сознании" остался отпечаток чьих-то личностей, существуют ли они и если да, то... каким образом? Почему-то у меня после прочтения прошла аналогия с одной из серий "Доктора Кто" про библиотеку и Ривер Сонг.
"Дознание" - это кульминация противостояния роботов и людей, которое описывает Лем. Он как-то не слишком хорошо относился к идее содружества искусственного и человеческого интеллекта. Робот тут фактически антагонист. Впрочем, история очень интересная и без учета роботов. Судебный процесс над Пирксом, прохождение сквозь кольца Сатурна (гораздо позже было доказано, что такой маневр невозможен, но это ж фантастика), насыщенность техническими деталями и космическим пилотажем.
Ну и "Ананке". Пиркс на Марсе, он наблюдает гибель приземляющегося корабля, причиной которой видит неисправность автоматики, но с точки зрения остальных это невозможно. Только ближе к концу начинает проясняться концепция сюжета, только тогда начинаешь понимать смысл. Именно здесь Пиркс показан не слишком благородно. Да, он такой же умный, догадливый и настойчивый, но что-то не так стало с его гуманностью по сравнению с первыми рассказами, а разница между ними по сюжету чуть больше десяти лет.
В этом сборнике Лем мне напоминает Стругацких, просто классика научной фантастики. Пока что это лучшее, что я у него прочитала.