Больше рецензий
23 июля 2011 г. 02:00
52
5
Рецензия"Игрока" читал когда-то в юности лет десять назад, перечитав же сейчас, остался разочарован. Для любого другого писателя такой роман можно было бы назвать удачей, но для Достоевского это бесспорный провал. Почему-то вспомнилось о Мольере: "У Мольера скупой скуп... и только". Все персонажи "Игрока" и сам сюжет из разряда "и только". Достоевского винить не хочу, известно, что этот роман он написал за 1 месяц под давлением коршуна-издателя. За месяц стоящие вещи не пишутся. Вот у него, я считаю, и не получилось. Он сделал что смог, роман не сырой, о нет, но вот в сравнении с другими романами Достоевского - "и только". Что такое Де Грие, в которого "до смерти" влюблена Полина я так и не понял. Совершенно невнятная, размытая фигура, как и мистер Астлей, к слову, которого Полина в итоге выбирает. А когда в конце романа мистер Астлей сообщает Алексею Ивановичу, что Полина, оказывается, его, Алексея Ивановича любила... Тут просто оторопь берет. Разве?! Да откуда это взялось, с какой колокольни падает? Во всех эпизодах, где участвовали до сих пор Алексей Иванович и Полина говорилось лишь о его рабской, плоской, скучной и совершенно неинтересной (это вам не любовь Рогожина к Настасье Филипповне в "Идиоте"!) любви к нему. А то, что она позволяла ему говорить об этом, ровным счетом ничего не означает. Женщина может позволять, ей такие разговоры даже приятны, но это вовсе не значит, что она отвечает взаимностью. О взаимности тут речи нет, и вдруг в концовке романа она всплывает, так и хочется съязвить - "для пущего драматизьму", хотя Достоевский подобных пассажей обычно не заслуживает. И не заслужил бы, если бы обстоятельства с этим романом на него не надавили! Сцена, когда Полина впервые сама приходит к Алексею Ивановичу (тут, зная Достоевского, могло бы случиться что-то интересное - ан нет! Бросив Полину Алексей Иванович бежит выигрывать для нее деньги на рулетке) ниже всякой критики. Хочется привести в пример "Братьев Карамазовых": уже по разговору Смердякова с Иваном по поводу отъезда последнего, понимаешь многое, если не все. Изменение в чувствах Грушеньки к Мите Карамазову, тоже случившиеся внезапно, достоверны, это получается очень нетривиально, красиво, несмотря на то, что фоном проходят картонные полячишки с передернутыми картами и кутеж. Но вернемся к "Игроку". Мадмуазель Бланш со своей фальшивой мамочкой глупая, корыстолюбивая француженка, в отличие от любых других героинь Достоевского о ней больше сказать нечего. Нечего сказать и о генерале, кроме того, что он влюблен в Бланш, думает только о деньгах и превратился в тряпку. Одна "бабуленька" тут убедительна. Да и то... Что можно понять в ней, кроме ее самодурства и внезапно всколыхнувшейся игромании. Все то же. "Скупой скуп... и только".
Комментарии
Мне показалось, все персонажи служат лишь фоном. Игра, страсть - вот главный герой. И чувства связанные с нею.
Может быть, вы и правы. Но согласитесь, что эпизодов с игрой не так уж много и особенного напряжения, характерного для Достоевского, в них нет.
Игры мало, согласен. Но вы сделали такой же промах, как и я, читали игрока после и Идиота и Братьев К. Мне показалось, что многие замыслы попросту не раскрыты...
Кстати, мне показалось, что Настасья Филиповна - это смесь Бланш и Полины :)
Да, читать "Игрока" после "Братьев Карамазовых" (и вы угадали, перечитывал их как раз перед "Игроком" - что до "Идиота" то читал давно, а фильм за последний год несколько раз пересматривал, и все время нахожу в нем что-то новое для себя, что-то важное, помогающее понять кое-что путаное и в собственных ситуациях:) ошибка. Но кто ж знал, что все так обернется:) А насчет Настасьи Филипповны вы не правы. Настасья Филиппова - это, во-первых, интеллект, бесспорных признаков присутствия которого я у Полины не обнаруживаю, не говоря уж о Бланш, эта особа интеллектом совсем не обезображена. Во-вторых, способность на широкий жест, поступок. Ни одна из вышеупомянутых куриц не способна сжечь 100 тысяч в печи, не говоря уж о том, чтобы бросить "милионного" князя Мышкина, который был готов на ней хоть сейчас жениться и укатить с Рогожиным в ничто, в неизвестность, в позорное для женщины того времени существование (с Тоцким хоть все было благообразно обставлено) и только потому, что для Мышкина она по ее же собственному ощущению недостаточно хороша (многим ли женщинам вообще придет такая мысль, да и мужчинам, впрочем. Неуверенность в себе - да. "Недостаточно хороша", следовательно "не достойна, не заслуживаю" - это совсем другой уровень. И, наконец, ее чувство вины, которое доступно лишь людям с высокой душевной организацией. То, что Мышкина она хотела женить на Аглае, считая ту совершенством, и что с ней он скорее будет счастлив. И ее смелость... Нет, Настасья Филипповна, как и Грушенька, да, в общем-то и Катерина Ивановна Верховцева - совсем другой внутренний мастаб.
С масштабом вы правы. Но это по сути вписывается в концепцию, что персонажи Ф. М. эволюционировали в будущих романах, перешли на одну, мало беру :) на несколько ступеней вверх...
А как насчет заставить сброситься со скалы... От Полины, возможно, взята властная составляющая, заставить мужика пресмыкаться...
От Бланш возможно взята снисходительность... такая робкая забота... кажется, это она должна была высвободить его из тюрьмы... Все же намек на душевность, даже в такой пустышке, как Бланш есть, мне показалось, во всяком случае...
Такие характеры... такие характеры! Это очень высоко. "Игрок" просто рядом не стоит.
Кстати, о Бабуле) а как Вам "Я проигрываю своё, не ваше" - это же сильно)
, где можно дискутировать или долго мыслить по каждому эпизоду, остаётся не читать, а благодушно просматривать; всё;
а "Игрок" - достаточно живенькая повесть; прелюдия)
насколько помню, Полина отвергла, "швырнула в лицо" выигранные для неё деньги? и так же кричала, что её хотят "купить"?
и напрасно: норм. люди должны помогать друг другу))
Да, кричала... Да, швырнула в лицо... Вижу в этом одно только "трагинервическое явление", как выразился поэт России номер 1, и не более того.
а может оттого, что она смотрела дальше и видела неизбежность "игрока"? впрочем, не буду дискутировать и спорить с мужчинами о женских сущностях; было интересно ознакомиться со взглядами;
похоже, Ф.М., действительно спешил; очень поверхностное "чтиво" в сравнении с его другими доскональными прописываниями... а в сравнении с другими русскими классиками - вполне на уровне))
Да, бабуленька вообще хороша. Настоящий русский тип, такого не встретишь ни в западно-европейской, ни в американской классической литературе. Жаль только, что появляется эпизодом и ни на что, по сути не влияет. Намек на душевность у Бланш я бы даже назвал душевностью, нетипичной для кокотки, отпускающей дурачка, за которого она поначалу держала Алексея Ивановича с "жирком", то есть не содрав с него целиком всю кожу. И хороша еще тем, что откликнулась на его великодушие, когда поняла, что он не скряга, не будет ее отчитывать за каждый потраченный су, как, подозреваю, проделывали с ней обычно французы (умыл Федор Михайлович, умыл в том числе... а вот нечаянно и только сейчас пришла в голову эта идея... умыл безликостью их натур, одна бабуленька легко затмевает и Астлея и Де Грие вместе взятых). Насчет сброситься со скалы у Полины... Нет, масштаба тут не вижу. Типичный женский трюк: ну-ка покажи, как ты меня любишь. А на деле: покажи, насколько ты тряпка, до чего ты дойдешь... Это что-то инстинктивное, из животного мира, где выбирают только сильных самцов, по самым простым и отнюдь не меркантильным соображениям. От сильного самца рождается более сильное, жизнеспособное потомство и он защитит в случае опасности. Не-ет, у Настасьи Филипповны, Грушеньки и Катерины Ивановны (великого гнева женщины:))) своеволие человеческое, не животное, более сложное и тонкое, а потому вызывающее восхищение. И выше способность ПОНЯТЬ, которую тут неожиданно обнаруживает Бланш. Настасья Филипповна ТАК, по-животному не испытывала князя Мышкина, ей это было не нужно, она и так о нем сразу все поняла, несмотря на то, что он как лакей у нее шубу принял. И Грушенька ПОНЯЛА, несмотря на то, что Митя приехал к ней в Мокрое УСТУПАТЬ ее сопернику. И даже не стал малодушно давать понять, что соперник оказался карликом, не попытался выставить его в смешном свете, даже когда тот откровенно начал мухлевать во время карточной игры. Митя приехал уступать и стреляться. Казалось бы, как мелодраматично, но ОНА ВСЕ ПОНЯЛА, поняла, что это не дешевый эмоциональный шантаж, как могли бы на ее месте подумать иные женщины. А Полина пока НЕ СПОСОБНА ПОНЯТЬ. Да, пожалуй, соглашусь: эволюция женских образов еще не началась в этом романе, это только первые шаги, эскизы...
Именно) я даже для себя сделал запись из романа по этому поводу, можно считать, что "русский тип" - это одна из идей романа.
По остальному нечего добавить, всё очень точно сказано.