Больше рецензий

2 марта 2019 г. 00:25

188

3 Иногда «сказать много» означает «не сказать ничего»

Очередная псевдоисторическая спекуляция в модных нынче традициях «расследования по картинам»? Возможно. Материальное выражение желания профессора истории и автора «исторического детектива» «Убийство в Варфоломеевскую ночь» закрепить своё положение «восходящей звезды»? Вполне вероятно. Стремление снабдить легковерного читателя максимальным (в рамках сюжета, разумеется) количеством сведений по самым разным вопросам, от положения арабов и иудеев в Венецианской республике 16 века до алхимических опытов Парацельса? Скорее всего. Почему «скорее всего»? Просто потому, что книга мадам Прюдон зачастую напоминает не исторический детектив, а путеводитель по Венеции, в котором история некоего алхимического кружка, загадочной смерти Тициана во время чумы, его возможного участия в убийстве куртизанки Атики Рыжей, равно как и слегка обозначенная любовная линия между парижским адвокатом Виргилием (героем «Убийства…») и дочерью Тинторетто Мариеттой служат только своего рода новеллами «кстати». Первые страницы вызывают странное ощущение: кажется, что в руках не беллетристика, а странный путеводитель. Архитектурные памятники, каналы, знаменитые картины описаны с преувеличенной тщательностью и подробностями. Можно сказать, что автор добивается пресловутого «погружения в эпоху», но делает это чересчур уж подробно, вплетая в канву повествования совершенно лишние, с моей точки зрения, факты (например, не особенно понятно, какое отношение имеет гомосексуализм несостоявшегося польского монарха Генриха Валуа к тому, что Атика оказалась венецианской Матой Хари). Однако, странное дело: стоит не отложить книгу в сторону, не удовлетворившись первыми главами, и она начинает затягивать. Конечно, герои говорят языком далеко не 16 века (возможно, в этом есть доля вины переводчика), некоторые сцены так и просят «чистки», но сама история, изначально показавшаяся «рассказом кстати», вдруг начинает притягивать внимание… Не скажу «захватывать», но всё-таки желание узнать, кто и зачем убил Атику и при чём здесь Тициан, не исчезает…
Впрочем, не стоило, наверное, растягивать историю, превращая её в роман. Вполне достаточно было бы ограничиться рамками рассказа…

Источник