Больше рецензий

26 февраля 2019 г. 13:37

1K

4

Неоднозначное впечатление от книги. Вроде в целом она мне понравилось, но местами её навязчивость меня раздражала. Я поподробнее расскажу, в чём эта навязчивость проявляется. Однако я уверена, что своему ребёнку я бы эту книгу покупать не стала. И поэтому я не удивлена, что этот роман не переиздают.
Повествование ведётся от лица итальянского школьника младших классов по имени Энрико. С именем я могу ошибиться, потому что персонажей и, соответственно, имён в романе столько, что все и не упомнишь. Так что, вроде бы Энрико. Поскольку второе название книги - "Записки школьника", то нетрудно догадаться, что речь идёт, в первую очередь, о школьной жизни Энрико. Рассказ о школьных буднях к тому же приправлен изрядной порцией патриотизма и "морализаторства". Причём патриотизма преимущественно революционного, а морализаторства на тему социальной несправедливости. Так что данное произведение отлично вписывается в ряды советской детской литературы.
Я начну со слабых сторон романа, потому что они, на мой взгляд, преобладают. Во-первых, в этом романе стёрта всякая индивидуальность. Мы не проникаемся через это произведение духом непосредственно итальянской литературы: с таким же успехом в качестве места действия могла бы выступать практически любая страна. У персонажей тоже почти что нет отличительных черт - кроме, разумеется, их социальной принадлежности. Ещё бы! Именно на это и сделан смысловой упор романа "Сердце". В нём все персонажи - это лишь их имена и профессии. О школьных приятелях Энрико мы можем знать только то, что один из них - сын кузнеца, другой - заносчивый ребёнок богатых родителей, у третьего - мать - торговка зеленью. Ну и так далее. Понятно, что это не способствует глубокому погружению в повествование и запоминанию действующих лиц. Вообще, как мне показалось, это очень типичный для середины XIX века роман, как и многие другие возникший на почве охвативших Европу социальных волнений.
Теперь немного углубимся в повествование, насколько это возможно. Сюжет охватывает ровно один учебный год, который Энрико в своём дневнике эпизодически описывает. Роман претендует на некую нравоучительную роль, и она выражена навязчиво, но при этом неясно: например, никакой нравственной эволюции с главным героем не происходит. Энрико и в начале романа прекрасно понимает основные моральные установки: например, что не стоит относиться к одноклассникам из малообеспеченных семей хуже, чем к детям богачей. Но несмотря на это ему всё равно со всех сторон вдалбливают в голову прописные истины: самые нелепые эпизоды романа, по-моему, это те, где отец пишет Энрико письма (хотя они живут вместе) с нравоучениями. И самое неприятное, что во всех этих нравоучениях фигурирует припугивание смертью: дескать, однажды я умру, Энрико, и ты пожалеешь... или: я готов умереть за тебя в любой момент, а ты такой неблагодарный сын! И так далее. Тему смерти постоянно поднимают родители Энрико, родители других детей, учителя; она фигурирует и в "ежемесячных рассказах" - нравоучительных историях на каждый месяц, зачитываемых школьным учителем перед классом. Например, неприятный эпизод из книги, в котором перемешались болезненный патриотизм и то, что я назвала бы, нездоровыми родительскими манипуляциями: Энрико с отцом гуляет в день национального праздника, перед ними проходит строй солдат. Отец: Смотри, Энрико, это солдаты, они - самые лучшие люди нашей родины. Ведь они готовы в любой момент умереть за неё! И мы с мамой тоже умерли бы за тебя, если бы только это потребовалось.
Такая жертвенность, конечно же, похвальна, но непонятно, для чего взрослые люди постоянно напоминают маленькому ребёнку, что готовы за него умереть... Или, скажем, больные или пожилые учителя, которые говорят своим ученикам о том, что скоро умрут и просят помнить о них... Всё это навевает мрачную атмосферу, и кажется, что дети постоянно чувствуют себя обязанными в силу всех этих разговоров о momento mori.
И наконец, в романе "Сердце" каждый персонаж - это, скажем так, винтик в какой-то машине жизни. Родители ценны лишь постольку, поскольку обеспечивают своих детей, дети - поскольку станут будущими рабочими, учителя - поскольку учат детей (показателен эпизод, в котором тяжело больная учительница не лечится, потому что иначе ей придётся взять отпуск, а она не хочет останавливать процесс обучения и в конце концов умирает). Ещё один яркий эпизод - это один из ежемесячных рассказов. В нём мальчик-отличник запускает учёбу, потому что по ночам тайно занимается бумажной работой своего отца. Из-за этого он заболевает, но отец даже на предостережения о возможной смерти мальчика реагирует холодно, ведь сын больше не отличник и не оправдывает его ожиданий.
Тем не менее, в романе есть действительно трогательные эпизоды, интересные (ежемесячные) истории, на нескольких страницах развивающие полноценный сюжет. "Сердце" - это, конечно, не невероятно увлекательное произведение, но разбавить им свой постоянный круг чтения было не так уж и плохо.

Комментарии


Книга хорошо показывает различия того и нашего времени. Болезни и уход из жизни преследовали человека постоянно (неразвитость медицины), социальное неравенство было в Европе выше, чем сейчас. И несмотря на это показаны образцы настоящего человеческого поведения: глухонемую девочку обучали разговаривать и читать по губам (нужны ли кому-то сейчас глухонемые в такой степени?), или показана бескорыстность учителя (или даже нескольких учителей), которые отдали всю свою жизнь детям. А поиски матери маленьким итальянцем, разве это не образец для подражания или повод задуматься о цели в жизни? Многие истины даны в виде "притч". Современным людям они могут показаться наивными, навязчивыми. Но опять же в силу нетерпимости к явно высказанной морали. В равной степени кому-то может показаться неприемлемой фраза в метро о необходимости уступить место беременным или пенсионерам. Время идет и все меняется. Иногда не в лучшую сторону,но ценности, описанные в книге, вечные. Кому-то напоминание о них слишком тягостно. Но нужно помнить, что эту книгу читал своим воспитанникам-еврейским детям Януш Корчак. Потом большинство из тех детей не пережили войны! И они воспринимали книгу как нравственный идеал. Мне кажется, нужно посмотреть на себя и сравнить с теми детьми конца 30-х годов: чем же мы стали настолько "лучше", что нам уже тяжело читать такие книги...