Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

25 февраля 2019 г. 15:58

3K

4 Атмосфера правдоподобного бреда

Между сильным бредом и хорошей фантазией есть одно сходство — они очень реалистичны. Нельзя просто брать и нарушать действительность вокруг себя, нельзя нарочито испортить мир и сказать, что это так и было, что вот это вот всё нормально и так быть должно. Хорошая фантастика должна быть правдоподобной, именно правдоподобность вымысла делает его реальным и качественным чтивом, которое читаешь и веришь. Читая такую книгу, ты держишь условно в уме пунктик, что это вымысел, это художественная литература, ты всё время понимаешь, что тебе врут, но врут настолько искусно, красиво, логично и хорошо, что ты проникаешься этой ложью и, зная что это ложь, всё равно веришь, это становится альтернативной правдой.

Мир Мьевиля это сильно искажённый наш мир, что, в общем-то, для любой фантастики нормально, модель реального мира всегда служит основой для создания вымышленных миров, переделывается, что-то доводиться до абсурда, что-то добавляется или убирается. Мьевиль постепенно накручивает в него вымыслов и всё бы ничего, рисуется отличная вымышленная вселенная, но ей сложно проникнуться и поверить, постоянно в сознании маячит, что ты читаешь вымысел, несмотря на ярких персонажей, хороший сюжет и прочие достоинства, которых, кстати, много. Вообще, к этой книге применимо такое правило, что вещи, которые делают её лучше, одновременно и портят её.

В книге достаточно оригинальный бестиарий, очень богатый на разных тварей с их подробным описанием, повадками, какими-то мелкими культурными фишками и прочим разным. Интересно читать и проникаться таким всем необычным, захватывает, но местами именно это и портит, т.к. становится слишком много описаний и сторонних линий, которые возникают из ниоткуда, без особой надобности и также внезапно пропадают. Классно придумал, но как именно прикрутить это к делу не придумал, в итоге просто взял и добавил. Это нарушает органичность повествования и сильно добавляет объёма книге, она начинает напоминать тех «переделанных», которым к голове пришита рука или третья нога, — не к месту.

История в итоге получилась достаточно длинная и толстая, но сюжет не даёт скучать, постоянно что-то происходит, какие-то внезапные повороты, возникающие сложности и их внезапные решения. Однако, опять же, этот плюс становится временами минусом. Сюжет иногда становится нелогичен, откуда-то внезапно появляются волшебные помощники, которые без всякой мотивации и объяснений начинают помогать героям. Таким же образом дело происходит и со всякими злодеями, которые внезапно появляются и также внезапно выходят из дела. Даже у волшебного помощника в сказке обычно есть мотивировка его помощи, они что-то хотят получить взамен, заинтересованы в том или ином действии лично и т.д. В "Вокзале" такого нет, увы. С другой стороны книга и без того объёмная и если бы Мьевиль ещё начал дописывать линии, чтобы объяснить одно или другое, то можно бы было вообще во всём этом запутаться.

Мне нравится, когда в книгах есть объяснения происходящим событиям или явлениям. Я считаю это правильным, когда автор не просто сообщает нам, что эта вундервафля и оно чудесным образом уничтожает всё вокруг, а хотя бы немного углубляется в то, как именно это происходит. Мьевиль временами тоже заморачивается над объяснениями процесса, но — опять же — именно это и становится в очередной раз также и минусом. Описание работы кризисной машины с подробными формулами, прокладка кабеля, некоторые диалоги героев — всё это имеет определённую цель, но у всего должны быть границы, границы, продиктованные логической необходимостью и отвечающие целям. Мьевиль очень сильно затягивает и пускается в абсолютно бесполезные подробности, которые только засоряют чтение, делая некоторые страницы просто нечитаемыми. Чайна, зачем?

Отдельного слова заслуживает конец. Он получился очень концептуальным. Как всегда в сказках есть главный злодей и обычно сказка кончается, когда злодей повержен. Однако, тут Мьевил решил сделать сказку более жизненной. Не все проблемы заканчиваются с победой над злодеем. Зло не персонифицировано в одной личности, а оно везде. Убиваешь одного злодея, но это только значит, что их стало на одного меньше, остальные же продолжают бродить по свету. Иногда избавившись от одного большого зла, обретаешь много других мелких зол, которые ничуть не хуже того большого. Как-то так и получилось с Мотыльками и всеми остальными, кто за ними гонялся. Суть происходящего верно выразил в итоге Ткач, когда задался вопросом о том, были ли эти Мотыльки на самом деле такими уж плохими?

Ничто не кончается просто так, у всего есть последствия. За каждым событием разворачивается дорога, ведущая дальше, на место решённой проблеме приходит новая. Именно таким и получилась концовка. Она не то, чтобы открытая, она просто достаточно реалистичная, через чур реалистичная для такой фантастической книги.

Ну и спасибо Borg за совет прочитать эту книгу, которая самому ему не понравилась :D

Комментарии


Пожалуйста. Для тебя всё самое худшее, обращайся. :D


В отместку заставлю тебя читать Сорокина (: