Больше рецензий

Bianka

Эксперт

Пишу, чтобы помнить

22 февраля 2019 г. 18:40

597

4.5

Начав читать книгу, я на протяжении некоторого времени оставалась в недоумении. Почему книга отнесена к серии "Мимо серии"? Ведь все это уже было в подростковой литературе: и первые влюбленности, и непростые отношения в классе и даже намеки на раннее начало половой жизни у одной из второстепенных героинь... Может грузино-осетинский конфликт? Да нет, опять промахнулась.

Юлька Алхазова наполовину осетинка, наполовину русская, но поскольку живет она в станице на Ставропольщине, то это никого не смущает. Юг России: Ставропольский и Краснодарский край, а также Ростовская область - это место проживания людей многих национальностей, где смешение кровей совсем не является редким.

Ну а жить Юльке и просто, и непросто. Просто - потому, что все ей дается легко: и учеба, и спорт, и дела по хозяйству, и эксперименты в стиле Мичурина. Непросто - потому, что как всякий нормальный подросток она бунтует против строгих родителей, пытается разобраться в своих порывах и ладить с разнородным по устремлениям, целям и мечтам школьным классом.

И вот, на исходе учебного года, Юлька становится изгоем в классе. Не столь важна причина устроенного ей бойкота, как осознание того, что часть подружек откровенно ненавидела ее за способности к учебе и дарования, да и осетинская кровь вдруг стала нечистой и неправильной.

Летом же, уже в осетинском селении, на родине любимого деда и не менее любимой, но трагически погибшей бабушки, уже русская половина встречается в штыки осетинскими родичами. Нет, Юльке удавалось и молчать в присутствии старших мужчин, и следовать иным, порой избыточно строгим по ее мнению, нормам поведения. Но вот обычай осетинского бойкота - Хъоды - она не смогла принять. Возможно в стародавние времена был смысл в такой изоляции провинившихся. И в устах ее деда все звучало достаточно логично. Но в наши дни наказывать внуков, правнуков и весь род до конца времен за неблаговидный проступок одного из старших сородичей кажется ей ненормальным.

Это действительно сложная тема и проблема конфликта здравого смысла прошлых времен в формате все еще соблюдаемых традиций и здравого смысла в современном его понимании несомненно существует на Северном Кавказе и в прилегающих к нему районах. То, как этот конфликт разрешен в книге, корректно и правильно для детского восприятия. Он должен решаться именно так, но у взрослого читателя возникают сомнения. Смогут ли родные Юльки (особенно чистокровные горцы-мужчины: дед и отец) принять ее поступок и выбор? Я сомневаюсь, но пусть я ошибусь...