Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 февраля 2019 г. 11:06

492

4

Едем разыскивать то, что не найдем.


Цитата из Мэлори, предваряющая роман, как нельзя более подходит ко всему циклу "Волшебников". По крайней мере, к первым двум книгам определенно.
Главный герой уже два года живет в волшебной стране своего детства, мире, о котором он так долго мечтал, но Квентин и здесь не обрел того, что искал, а потому он ввязывается в приключение. Больше со скуки, чем в поисках смысла, хотя и последние тоже присутствуют. Это приключение превратится в настоящий квест, который даже позволит ему выступить в роли героя и спасти магию для всех миров, но заберет и то немногое, что он успел обрести.
"Король Волшебников" успешно манипулирует на ностальгии о Нарнии. Самое начало книги с охотой королей и таинственным часовым деревом вызывает в памяти концовку "Льва, колдуньи и платяного шкафа", а путешествие на "Мунтжаке" - плавание на "Покорителе Зари". Тем более, что тут герои тоже плывут до самого Края Мира Филлори.
Повествование делится пополам на главы Квентина, рассказывающие о приключениях в настоящем, и Джулии, раскрывающие читателям ее жизнь после заваленного в Брейкбиллс экзамена. История Джулии в романе смотрится еще более тяжелой и драматичной, чем в сериале. Ну и конец у нее более, как по мне, чуть более горьковато-печальный, чем в телешоу.
"Королю волшебников" я с чистой совестью могу поставить твердую четверку, без всяких оговорок, в отличие от первой книги, хоть и в нем есть довольно заунывная вторая часть, через которую я продиралась буквально с топором до самой Венеции. Но вот с Венеции и далее Корнуэлла события снова разогнались и уже не теряли напряжения.
У Гроссмана, все-таки, очень любопытная манера письма. Местами он уныл чуть более, чем полностью, но до чего же хороши у него отдельные моменты, точны некоторые формулировки - не в бровь, а в глаз, называется, а диалоги, как правило, везде искрометны.
Его сюжета иногда не хватает баланса между героями, о некоторых из которых он забывает на долгое время - а ведь они у него хороши- а потом, спохватившись, описывает их похождения буквально в одном-двух абзацах, и все же "Король волшебников" производит более цельное впечатление, чем первый роман. Он более конкретен и скомпонован. У него четкая завязка, ведущая к не менее четкому финалу. Попутно Гроссман, как и раньше, умудряется сыпать отсылками ко всему подряд, строить свою "научную" систему магии, в которой сам черт ногу сломит, и завести разговор о богах. Автор, бесспорно, очень умный, образованный человек, и в его романах это просвечивает.
Мое отношение к циклу описать сложно, романы Гроссмана даются мне непросто, не взахлеб, я очень долго читаю их по своим меркам. Иногда я от них устаю, мне хочется отложить книгу в сторону и взяться за что-нибудь другое, но потом я снова втягиваюсь и становится интересно. Есть в них что-то такое неуловимое, что выделяет их из общей массы, ставит особняком, и при этом я не могу сказать, что готова записать их в любимые.
А главный герой, как мне кажется, все же "подрос" за эту книгу. Начинал он ее таким же инфантильным и потерянным, как в "Волшебников", но к концу в нем начали проклевываться ростки какой-то зрелости, понимания. Может быть, он все же сумеет обрести свое место в мире, хоть в каком-нибудь из миров? Ведь о поиске этого места, так или иначе, на примере хоть Квентина, хоть Джулии, и шла речь на всем протяжении "Короля Волшебников". Джулия его обрела, Квентин еще нет, но, возможно, все эти испытания, в конечном итоге, выведут его на нужный путь. Финал у романа довольно обнадеживающий, ведь

зеленые побеги пробивались между булыжниками, несмотря ни на что.