Больше рецензий

JewelJul

Эксперт

Books & yoga & singing jazz

18 февраля 2019 г. 20:17

1K

4 Айвазовский ж/д вокзалов. Ван Гог помоек.

И снова я попала в бредовую фантастику и в фантастические бредни невероятного фантазера Чайны Мьевиля. Какие нейронные связи у него там в голове образовались и как? Каким нереальным способом он мыслит? Я действительно хочу это знать. Это что-то действительно необычное и каждый раз по-новому. Да, мне может и не понравиться его книга (как это было с Железным Советом ), но я не могу не восхититься его крышесносным полетом мысли.

В этот раз мне, кстати, тоже не вот прям зашел Крысиный король . Для меня это было чересчур физиологично и мерзотно (ну вот не люблю я этого ни в книгах, ни в жизни) - от описаний приема пищи человека-крысы меня реально вывернуло наизнанку, такой вот побочный эффект книги. Надо ли говорить, что за это я сняла как минимум балл, а хотела и все два?

Ладно, кроме тошнотной физиологии Мьевиль все же сумел добавить в роман и других ингредиентов. Но не буду впадать в кулинарные метафоры, скажу просто так. Все остальное мне понравилось, пусть даже в дебютной книге автора насквозь выпирают комплексы юного Чайны кости скелета - это сказка про "золушка", этакого джона-дурачка, который из невнятного мямли превращается в пусть и отвратного, но супермена (человека-паука, но тут пауки о другом, тут человек-крыса). Принцессы, правда, не будет, а все девушки, что в романе имеются весьма странные и ангдерграундные на вид, но это ничего. Одну из девушек таки преобразят, все будет как надо, но как надо в весьма странной сказке.

Прям видно, что книга написана новичком, им обязательно нужно ввести в книгу какой-то лейтмотив, привязаться к нему, построить на нем все сцены. Тут Чайне послужила музыка, кислотная музыка драм-эн-бейса. Не знаю ни одного ди-джея и вообще не люблю этот жанр, но пару раз в клубах бывать приходилось (как раз в то время, когда там, очевидно, зависал и Мьевиль), ну очень очевидно, что тошнотная и вонючая атмосфера книги слизана с клубных рейвов 90х.

Соответственно к музыке Мьевиль привязал и музыкальную мифологию - миф о гамельнском крысолове, удачно так все сплелось. Крыса - музыка - крысолов-музыкант. И КАК он это сделал? Я в восторге от этого персонажа. Давно не читала ничего такого жесткого и брутального! Если убивает так с размозжением, если бьет так до хруста зубов на полу. Странно, конечно, восхищаться таким, но, правда, это было очень необычно, я удивилась.

Про сюжет? Мямля-человек узнает, что его отца убили практически в его присутствии. Из Мямли-человека Злой фей-крестный делает Супер-крысу, и тот идет искать убийц отца. Супер-крыса раскрывает это дело, узнает, кто же был его настоящим отцом, и кто убийца тоже узнает. Ну, не в сюжете тут дело, в общем. Для меня Чайна Мьевиль был и будет крейзи художником. Такой урбанист-пейзажист в прозе. Айвазовский ж/д вокзалов. Ван Гог помоек. От его описаний разбитых крыш заброшенных фабрик у меня слезы на глазах, как будто новую книгу мне купили. И потому то так меня и вывернуло от остатков склизклого бургера и мочи за мусорным контейнером - слишком реалистично. Пожалел бы меня что ли.

KillWish
Передаю привет Тане Tarakosha

Ветка комментариев


Да, история хороша)) но вот эта мерзота меня сильно отвращает((