Больше рецензий

17 февраля 2019 г. 15:42

767

4.5

"Венок ангелов" - вторая часть дилогии Гертруд фон Лефорт. Именно вторая часть наконец проясняет замысел этого романа.
Его можно рассматривать двояким образом. Например, просто как роман с красивым, необычным сюжетом; своеобразными персонажами и довольно предсказуемым финалом. Так я его и рассматривала после прочтения первой части. Мне казалось, что это вполне посредственное произведение, оригинальность которого заключается лишь в религиозной оболочке. Не очень часто я читала романы, где вера играла бы такую важную роль и в общем-то составляла даже основной посыл произведения. Но вот вторая часть романа расставила всё по своим местам.
Становится, наконец, понятно, что история Вероники (главной героини дилогии) не ограничивается лишь сюжетом. Если рассматривать её историю только с точки зрения сюжетности, то моё разочарование по прочтении первой части становится вполне понятным. Ведь вся эта история лишь о том, как некая юная девушка обращается в католичество, влюбляется в совершенно противоположного ей по взглядам молодого человека и мучительно пытается разрешить это противоречие. Всё это в обрамлении прекрасных видов Италии и Германии, а также многочисленных чересчур эмоциональных воздыханий. Я такое не люблю. Это скучно и неестественно. Возникает очень неприятное ощущение, будто весь этот роман написала одинокая дева преклонных лет, фантазируя о юности и романтике - прошу прощения за такие ассоциации, но отделаться от них в процессе чтения никак не получалось.
И вдруг, на середине второго тома я вдруг начала понимать, что неспроста ведь все эти персонажи так раздражающе однообразны. И вряд ли Гертруд фон Лефорт захотелось написать простенькую историю о религиозном обращении и влюблённости. Итак, в "Венке ангелов" (но и в некоторых моментах первой части) вполне очевидно, что история Вероники и окружающих её персонажей - это метафорическое изложение частично священной истории, и частично истории Германии XX века. Если принять за точку отсчёта жизнь Вероники, которая растёт и взрослеет в Риме, в семье бабушки-язычницы (а вернее: большой поклонницы древнеримской культуры и философии, но слово "язычница" тем не менее нередко проскальзывает в тексте), принимает католичество, вдохновляясь примером своей тёти (дочери бабушки) - христианки, но очень неуверенной и зависимой от мнения скептически настроенной матери; а затем несёт свою веру непосредственно из Рима в мир, в Европу (это конец первого тома с яркой сценой: Вероника благодаря вере как бы "запечатлевает" в себе лик Христа и несёт свет Его учения; тут я только бегло напомню об аналогии данного эпизода с преданием о плате святой Вероники)... так вот, если принять за точку отсчёта всю эту цепочку событий из первой части дилогии, то напрашивается вывод: персонаж Вероники - это образ католической Церкви, истока христианского вероучения, несущей это вероучение в истории. Поэтому Рим выбран неспроста (акцент сделан именно на Риме, это не Ватикан!): он представлен как колыбель раннего христианства и святой город католической Церкви.
Принимая во внимание то, что персонажи у Гертруд фон Лефорт - это не просто люди, а образы, несущие в себе более глубокий смысл, можно приступать к более вдумчивому чтению "Венка ангелов". Потому что персонажи из второй части - это действительно мастерски выписанное немецкое общество первой половины XX века со всеми его профессорами-философами, выросшими на классической немецкой философии и увязшими в её абстракциях, бюргерами и насмехающимися над их мещанскими повадками студентами, отчаявшимися бывшими католиками, ушедшими из Церкви да так никуда и не прибившимися. Очень талантливо передана послевоенная, находящаяся уже на пороге национал-социализма, кризисная атмосфера: тревожная природа Гейдельберга с неспокойными водами Неккара, дождливая, ветреная летняя погода; поиски национальной идентичности в попытках обращения к немецкой истории и литературе - но всё это стало уже таким далёким и непонятным... В этом романе одни персонажи жаждут мести и реванша, другие закрывают глаза и плывут по течению, третьи ищут спасения в Церкви, которая и сама разделилась во мнении насчёт происходящего. И тогда каждое историческое событие, любая строчка из ещё недавно таких знакомых стихов Гёльдерлина или Гёте становятся непонятными, слишком многозначными...
"Венок ангелов" совершенно иначе воспринимается по сравнению с "Платом святой Вероники". Первая часть напоминает скорее утерянную идиллию детства на фоне мягкого, спокойного и тёплого Рима. Вторая часть полна сомнений и противоречий. Зато каждый персонаж здесь - это однозначный носитель определённой идеи. Наиболее характерен для описываемой эпохи, конечно, Энцио. Пожалуй, именно он и навёл меня на мысль об истинном замысле этого романа. И хоть финал у дилогии и не совсем открытый, кое-чем она всё-таки заканчивается. И всё же становится очевидно, что идеей автора было не поставить точку в повествовании, а с помощью самого повествования изобразить некоторые исторические и в каком-то смысле даже метафизические пласты истории.