Больше рецензий

Ullen

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 февраля 2019 г. 23:25

330

4 «В искусстве всё должно быть сознательным.»

Очень ценю произведения Анри Перрюшо за сочетание документалистики и живой человеческой заинтересованности в том, кого автор с такой симпатией описывает. И даже если тебе и вовсе не нравился ни художник, ни его творчество, все равно к концу книги проникаешься и вздыхаешь о его судьбе. Так обычно происходит с романами Перрюшо. Однако с Сера так не произошло.
Именно в этом произведении Сера для меня так и не открылся как человек. Его человеческие качества были ограничены описаниями его математического ума, скрупулезной рабочей педантичности и ранимости, происходящей от непонимания, что люди отнюдь не все похожи на него. Повторы изложения этих фактов сделали повествование немного схематичным. Видимо, в противовес этому автор разбавил роман отвлеченными сравнениями и какими-то псевдофилософскими рассуждениями: «Движение живых существ подобно колыханию тростника, колеблемого ветром». Мне такие лирические отступления казались странными и ненужными. Напротив, факты, высказывания и цитаты о картинах, выставках, современниках очень оживляют повествование, добавляют интереса как к самому художнику, так и к эпохе. Второстепенные герои так живо изображены, что я благодарна автору за сведения об их дальнейшей судьбе. Особенно Ф.Ф. обратил мое внимание и заинтриговал разумными суждениями и краткими, но меткими и колкими высказываниями. Потрясающая личность!
В знакомых у Сера были, безусловно, неординарные люди. Единственный человек, который меня удивил в его окружении, это, наверное, как раз самый неинтересный, - Мадлен Кноблох. Возможно, противоположности действительно сходятся, но характеристики, данные девушке всеми его знакомыми, свидетельствуют о невысоком уровне ее развития. Однако портрет ее получился оригинальным и запоминающимся.
Произведение читала долго, потому что многие вещи, касающиеся теории живописи, не сразу укладывались в голове. Я пыталась запомнить некоторые теоретические знания, воспринимая их как советы и темы для обдумывания.
Книга снабжена черно-белыми и цветными иллюстрациями, что удобно. Конечно, я и в интернете посмотрела изображения получше качеством, но прекрасно понимаю и соглашаюсь с мнением автора, что смотреть надо вживую. На моей памяти уже есть случай, когда я была просто поражена и сражена оригиналом картины, которая до этого не производила на меня никакого впечатления в репродукции. Не являясь поклонницей пуантилизма Сера, тем не менее отдаю дань его вкладу в развитие живописи. Лично мне больше всего нравятся его марины в Гравелине, ранние черно-белые рисунки и «Купание в Аньере». Заинтересованная его жизнеописанием, собралась в музей полюбоваться картинами и с превеликим удивлением обнаружила, что для этого предстоит ехать в какое-нибудь Чикаго, например. Поразительно, но в России его картин нет. Как же так! Картины последователей есть. Антагонисты есть. Современники есть. Матисса вообще половина в Москве, а Сёра нет вовсе. Да, удивительны все-таки судьбы художников!

картинка Ullen

Книга прочитана в рамках игры "Вокруг света".