Больше рецензий

Lorelin_Siren

Эксперт

╮(︶▽︶)╭ ──☆。・:*:・゚’★,。・:*:・゚’☆

10 февраля 2019 г. 06:49

452

4

Итак, вот наконец я и добралась до конца цикла. Не знаю, что хуже – читать "Хранителя волков" без перерыва совсем (я допустила маленький промежуток длиной в несколько дней, обратив внимание на другие книги) или читать его с огромным перерывом (за вышеупомянутый небольшой перерыв я успела забыть парочку немаловажных действующих лиц, так что в некотором смысле читать было тяжело).

Сюжет романа по-прежнему рассказывает нам историю о предсказании, согласно которому Один должен быть убит в поединке с Волком Фенриром. Эта жертва со стороны бога призвана предотвратить Рагнарёк, и приносить её необходимо чуть ли не в каждом новом поколении людей. Кстати, угроза Рагнарёка всегда возникает в центре какого-либо масштабного конфликта – будь то осада Парижа, нападение на Англию Вильгельмом Завоевателем (как раз сюжет данного романа) или Вторая мировая война.
Но вот в чем сложность: на момент четвёртого романа Один мёртв и в поединке участвовать не может. На земле смертных Одина "представляют" 24 руны с разнообразными значениями и способностями (руна-копье помогает в битвах, руна-лошадь влияет на поведение лошадей). И руны эти разбросаны по всему свету, ведь у каждой есть носитель. В одном человеке-носителе может быть как одна руна, так и несколько, но если все 24 соберутся вместе, воскреснет Один.

Соответственно, часть героев стремится собрать вместе руны (а сделать это можно только с помощью убийства их нынешних носителей), хотя цели у всех разные – одни хотят предотвратить гибель мира, другие желают обрести магическую силу, даруемую рунами. И боги, вроде Локи или Хель, тоже заинтересованы в воскрешении "хитрого триединого бога", ведь со смертью Одина и в мире богов равновесие было нарушено (например, теперь славным воинам, павшим в битве, недоступна Вальхалла и своё посмертие они вынуждены проводить в "сером" царстве богини смерти Хель).
А нынешний Волк, Луис из прошлого романа, несчастный и бессмертный, желает собственной смерти. Ему нет дела до рун и Одина, он ищет новое перерождение Адислы/Элис/Беатрис (теперь её зовут Тола) – если Волк умрёт от руки той, чья смерть должна пробудить его, круг смертей однозначно прервётся.

Что можно сказать об этом романе?
Самое главное и самое печальное – эпоха викингов кончилась даже раньше, чем я предполагала. На смену кровожадным дикарям, молящимся Одину об успехе в битвах, пришли кровожадные дикари, молящиеся Христу о прощении своей души. Замена получилась довольно интересной, потому что позволила сравнить викингов и норманнов между собой (в видении автора, естественно). Например, викинги свирепствовали в битвах из желания попасть на пир в Вальхаллу, а норманны платят золото церкви и считают любые свои грехи заранее искупленными (и поэтому жгут дома мирного населения, насилуют и убивают).

Книга, как и остальные романы цикла, полна насилия и крови. Кровь льется рекой, убивают всех, всегда и везде – ни один из персонажей не может быть в безопасности, пока поблизости есть острые предметы, верёвки и люди в целом. В "Песни валькирии" война и завоевательный поход представлен с точки зрения мирного населения Англии, которому приходится страдать ото всех и больше всех. Никаких славных битв с множеством убитых врагов и воинской гордости за проявленную в бою храбрость – только убитые дети, только страшные смерти от голода и холода, только сожженные дома и изнасилованные женщины.
Хотя стоит отметить, что уровня второго романа цикла по обилию насилия и кровавых подробностей четвёртый роман все же не достигает.

К слову, название романа – "Песнь валькирии" – сути совершенно не отражает (впрочем, так было и у предыдущих романов). Не ожидайте, что "крылатые женщины" сильно повлияют на сюжет. Так может показаться после первой главы, где валькирии, почти настоящие и почти материальные, на мгновение стали смертоносным оружием в руках юной Толы. Их роль в романе эпизодична, после они появляются только в качестве "носильщиков трупа Одина" с места на место. Спойлер, Тола тоже не валькирия.

И, неужели, свершилось! "Песнь валькирии" худо-бедно, но завершает цикл. Все романы "Хранителя волков" рассказывали о неизбежности судьбы. Любое действие героев, призванное разорвать круг смертей и перерождений, только все усложняло и усугубляло. С каждым новым витком истории героям приходилось страдать все сильнее и сильнее. "Песнь валькирии" развивает идею непрерывного цикла, позволяя героям максимально подойти к освобождению от бесконечных перерождений. Один бессмертен, другая более-менее помнит прошлые жизни, она готовится убить его и обстоятельств для этого лучше нет и не будет. Барабанная дробь, предпоследняя глава! И..! И ничего.
Роман завершается, цикл продолжается. И идея автора становится совсем очевидна – что бы не делали герои, как бы не складывались обстоятельства, есть такие предназначения судьбы, изменить которые никто не в силах. Сколько бы не выл страдающий бессмертный Волк, сколько бы не пытался спасти мир и детей Локи, сколько бы вариантов событий не разыгрывали действующие лица, финал всегда одинаков. И четыре романа отлично демонстрируют это.
Дальше, правда, читать особого смысла нет – подобную идею автор может "мусолить" бесконечно, действуя по принципу "Вот двор, на дворе кол, на колу мочало. Начинай с начала".

В итоге "Песнь валькирии" получает 4/5, как и весь цикл в целом. "Хранитель волков" будет интересен тем, кто любит тематику викингов, Скандинавскую мифологию и романы, где магия и реальность переплетаются в столь странный клубок, что различить их не представляется возможным.