Больше рецензий

Pavel_Kumetskiy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 февраля 2019 г. 17:29

1K

4

  Странная, маленькая повесть, которая вся буквально проникнута чувством неподдельной религиозности: на протяжении всего повествования ощущаешь близость и возникновение связи с тем, что называют "церковью", "верой" и "Богом", при том что это не специальный художественный религиозный труд, но то, как Бёлль заостряет внимание читателя на определённых деталях (а именно на переживаниях героев и их поступках, описание церковного быта и похорон в финале, а также вопрос священника главному герою "а вы сами верите в Бога?" и его ответ "да"), создаёт глубокое и обширное, но что самое главное - не наигранное, как в иных произведениях со схожими мотивами, а естественное ощущение религиозности. "Ангел молчал" идеально подошёл бы для экранизации Робером Брессоном и именно через призму его кинолент я прочёл повесть. Правда, между ней и фильмами Брессона есть одно существенное отличие: он заканчивается на позитивной ноте любви, которая вытаскивает главного героя и героиню из обоюдной трясины. Оба героя находятся в скверном положении во всех отношениях: он - вернулся с войны в город, где живет жена убитого на фронте товарища, которому он обещал передать письмо его жене, абсолютно не имея денег для существования, их банально не хватает даже для еды; она - молодая незнакомка, которая только что похоронила младенца, своего ребёнка. По воле случая судьбы двух героев пересекаются как раз в тот момент, когда каждому жизненно необходимо было, чтобы они кого-то встретили, с кем смогли бы как-то дальше жить и существовать. Это не произошло за один миг, как в некоторых историях, когда "любовь с первого взгляда" и "жили они долго и счастливо", нет - здесь абсолютно другая ситуация в том смысле, что ни мужчина, ни женщина в тот момент не предрасполагают вообще к появлению какого-то позитивного чувства, так как оба находятся в полном, беспросветном мраке: он - живой, голодный призрак, вернувшийся с войны, она же - одинокая, пережившая смерть ребёнка мать. И лишь ходом повествования, движением реки текста, Генрих Бёлль творит перед читателем картину, насквозь пронизанную высочайшим, пафосным чувством веры в Бога. Обложка издания хорошо передаёт то впечатление, что создаёт повесть - она похожа на слабое горение свечи в темноте, которая едва-едва горит, являясь почти незаметным источником света, но которая продолжает гореть всему вопреки. Легко было бы превратить её в пафосную муть, пережеванную жвачку, но Бёллю уже не в первый раз удалось с лёгкостью найти точку опоры на лезвии ножа, с чьей помощью он смог балансировать на кромке, что позволило ему обратиться к одной из самых сложных для художественного описания теме - это тема естественного происхождения чувства веры и Бога, в какие моменты они могут появляться и какое место эти чувства занимают в жизни людей.