Больше рецензий

1 февраля 2019 г. 17:21

977

5

Патрик Зюскинд - личность загадочная, хоть и с заурядной биографией.

Ему 69, о месте жительства можно только догадываться, последние интервью датированы 80-ми годами, фотографий практически не найти.

«Парфюмер...» принёс Зюскинду мировую славу, хотя сам автор говорил о нем скромно: «возможно и читать-то не стоит».

Я автора не послушала и читала роман дважды.
Фильм тоже смотрела, но лучше бы нет.

Все впечатления от книги строятся на запахах, которые, кажется, ощущаешь сквозь страницы, и неординарном виртуозном языке. Правда, стоит прочитать «Парфюмера...» хотя бы ради того, чтобы узнать, как можно складывать слова в предложения.
Рассказанная история выверена с хронологической точностью, события жизни персонажей отмечены датами, как датированы ароматы Гренуя - главного действующего лица.

Жан-Батист Гренуй не должен был родиться, но родился, не должен был выжить, но выжил.
Он - новый взгляд на вопрос «гения и злодейства», бесспорно, гениален так же, как омерзителен, напрочь лишён чувств, за исключением тщеславия.
Родившийся без запаха, способный чувствовать запахи других, он мечтает завладеть лучшими из ароматов любой ценой, потому что «кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей».

Остальные персонажи романа - фон для Гренуя.
Их манеры, слова, поступки призваны расставить акценты в его характере.

Вообще «Парфюмер...» далеко не банальная история о маньяке, а скорее постмодернистский роман, где есть место рассуждениям о творческой индивидуальности, культе гения.
Гренуй, проделав страшный жизненный путь, вернулся в исходную точку, место, где началась его жизнь и осязаем лишь невыносимый, смрадный, гибельный для Гренуя запах.

Кроме калейдоскопа ароматов «Парфюмер...» ещё и своеобразный путеводитель по Франции эпохи Просвещения.
Франция 18 века описана так детально и так живо, будто видишь все своими глазами. Дело в том, что автор, помимо основательного изучения парфюмерного дела, перед написанием «Парфюмера...» объездил все места, в которых позже развернётся действие романа.

Зюскинд хотел, чтобы книгу экранизировал Стэнли Кубрик, но этого не случилось.
После смерти режиссера он продал права на картину и участия в ее создании не принимал.
Фильм, снятый Томом Тыквером (режиссёром «Облачного атласа», «Беги, Лола, беги» и др.), с успехом вышедший на широкие экраны в 2006 году, сделавший знаменитым актера, исполнившего роль Жана-Батиста Гренуя, хорошо встреченный критиками и публикой, на мой взгляд, получился лишь историей о маньяке в красивых декорациях.

Основной акцент в фильме - убийства. Поиск, выслеживание, преследование, факт убийства, и так по кругу. В книге же все сосредоточено около ароматов, ощущений Гренуя, его представлений о жизни и отражении этой жизни. Для него убийства не были источником удовольствия, он совершал их быстро и технично, предпочитал не думать жертвах, погружался в свой ни на что не похожий мир, и увлекал читателя за собой. Конец фильма получился поэтичным, чего не скажешь о финале романа.

За картинкой исчезла философия. Жаль.

К книге отчаянно прошу присмотреться всех! Не спешите делать "ФУ-У.." или так "БЕ-Е-Е-Е..."
На минуточку, Курт Кобейн называл «Парфюмера...» карманной книгой, а лидер Rammstein Тилль Линдеманн - источником вдохновения!