Больше рецензий

31 января 2019 г. 22:33

255

5

В этой книге очень много всего. Я серьезно. Настолько много, что я даже не знаю, как написать на это все рецензию. Про это, кстати, в книге тоже есть. Не про рецензии, а про то, как писать. Что делать, если тебя заело. Не можешь написать про город – пиши про улицу. Не можешь про улицу – пиши про дом. Не можешь про дом – пиши про один кирпичик этого дома. И так далее. В какой-то момент тебя должно прорвать.
В библиотеке я бы поставил эту книгу в раздел «Философия». Потому что философии в ней действительно много. Но об этом позже.
Сначала я хотел поставить эту книгу рядом с «Электропрохладительным кислотным тестом» Тома Вулфа и «Это я, Эдичка» Лимонова. По определенным причинам. В свое время эта книга была весьма популярна в неформальных кругах. Многие ее обсуждали. Но я тогда ее так и не прочел. Разбился о перевод и стилистику. Теперь же в рамках игры «Долгая прогулка» эта книга была осилена. И я этому рад. Не потому, что наконец ее дочитал (хотя и этому, конечно, тоже), а тому, что я ее прочитал. Книга крута. Книга – огонь. Хоть и читается довольно тяжело.
Книга основана на реальных событиях – но это не значит, что все, что есть в книге – правда. Это и в самом начале написано. И если почитать про автора – соглашаешься с утверждением об автобиографии. Построена книга как дневник путешественника. И тут я улавливаю аллегорию – что это за путешествие? Путешествие по Америке на мотоцикле? Путешествие по глубинам разума? Путешествие по истории философии? Путешествие в собственное прошлое? Вариантов множество и они все вполне могут быть не взаимоисключающими. Почитав эту книгу, рискуешь начать выражаться терминами.
Об этом. Я – человек, который крайне редко гуглит что-то, о чем читает. Обычно в контексте повествования становится все понятно. В этой книге я гуглил. Не то, чтобы прямо много, но чувствительно. Прочитал и узнал много нового из разных областей. Больше всего, конечно из философии. Но еще я наткнулся на так называемые загадки тысячелетия, одну из которых доказал Перельман. Он доказал то, чего я даже не могу полностью понять. Так о чем это я – книга способна увеличить горизонты твоих знаний, если ты сам к этому готов. Книга ставит очень много вопросов, но не на все дает ответы. Повторюсь еще раз – очень много философии.
О философии. Начинается все действительно с дзен-буддизма. И мотоцикла. И рассказывается про Будду, коаны, философию Востока. Скорее не рассказывается, а анализируется. Вот эта мысль, например, доставила мне немало удовольствия

Это призрак нормальных повседневных допущений – он объявляет, что конечная цель жизни, оставаться живым, недостижима, однако не перестает быть конечной целью жизни.

Сопоставляется с философией Запада (у Роберта Пёрсига довольно интересная и необычная биография, посмотри хотя бы в википедии). И где-то половина книги отдана Востоку. А потом все плавно перетекает в анализ Западных школ. Приводится Кант с критикой чистого разума. Потом возникает Пуанкаре, Анри. Кто это – мне пришлось загуглить. Мнения автора (которые когда-то у него были, а с самим автором тоже все не так уж просто) в чем-то сходились с мнениями Пуанкаре, только один шел от общего к частному, а другой наоборот.
На протяжении всей книги автора беспокоит понятие Качества. Что же это такое, как его найти, как определить. Вокруг Качества много чего написано. Описывая здесь все – придется начать рассуждать. Если начать рассуждать – соответственно – создавать гипотезы. А потом их нужно проверять. Про это есть в самом начале книги – проблема лабораторного метода – при проверке гипотезы появляются еще несколько гипотез. Соответственно – количество гипотез стремится к бесконечности и метод не имеет смысла. Есть о чем поспорить и над чем подумать.
Но вернемся к понятию Качества. Проанализировав кучу всего Пёрсиг приходит к идее, что

Это значит, что Качество – не просто результат столкновения субъекта и объекта. Из события Качества выводится само существование субъекта и объекта. Событие Качества – причина субъектов и объектов, которые затем ошибочно считаются причинами Качества!
Вот теперь он держал эту чертову дилемму за глотку. Прежде она несла в себе мерзкое предположение, которому не было логического оправдания: Качество – следствие субъектов и объектов. А вот и нет! Федр достал нож.
«Солнце качества, – писал он, – не вращается вокруг субъектов и объектов нашего существования. Оно не только пассивно освещает их. Оно никоим образом не подчиняется им. Оно их создало. Это они подчинены ему!»

Круто, да? Да, в книге много таких крутых вещей. Но побродив по этим объемным и абстрактным мыслям, складывается впечатление, что сходил на экскурсию по метафизическому зоопарку. Прошли по кругу, посмотрели чудных зверушек – оказались там, откуда начинали. Ну да, подобрали чуток опыта по дороге. Просто начинаешь задумываться о том, как много еще в мире вещей, о которых ты не задумывался.
А из философии запада 18-19 вв. автор переходит на древнегреческую философию – к Сократу, Платону, Аристотелю и софистам. Чем дальше по истории философии – тем дальше по Америке, тем дальше в прошлое автора.
И вот тут, ближе к концу книги, разворачивается еще больше открытий. В том числе о самом Роберте. И о том, кто же это –тот самый призрак, который с самого начала путешествия неотделимо следовал за отцом с сыном.
Кстати да – отдельно о сыне. Если мне не изменяет память – сыну на момент путешествия 11 лет. И то, как происходит воспитание сына… - ну тут тоже есть над чем подумать и подискутировать. Еще одна огромная тема.
Продолжая свои поиски Качества, автор приходит к Протагору и его определению – «человек – мера всех вещей». Это помогает еще глубже погрузиться в поставленный вопрос. Потом появляется Одиссея и древнегреческое слово – чаще всего переводимое, как «добродетель», но скорее обозначающее «превосходство». И тут начинается такое! О чем лучше прочитать в книге самостоятельно.
На этом, мне кажется, пора завязывать эту рецензию. Я не затронул очень много тем, которые затронул Пёрсиг. Иначе тут можно было бы по объему еще один «Дзен и искусство» забабахать. Если ты дочитал эту рецензию до конца, то, наверное, осилишь и книгу. Нет, серьезно, зачем ты дочитал это до конца? Надеюсь, ты просто проглядел почти весь текст до этого момента, и все. Но вернемся к книге. Повторюсь еще раз – книга крута. Я думаю, что прочитаю ее еще не раз. Я люблю философию. Если ты не любишь философию – не думаю, что тебе эта книга понравится.
З.Ы.
Совсем забыл написать еще одно личное ощущение – когда я только начал читать эту книгу – я такой – блин, этот чувак выражается так, как иногда это делаю я. В такие моменты люди смотрят на меня подозрительно и пытаются отойти подальше, всем своим видом показывая, что не настроены на диалог. И вот – читаю я эту книгу, и думаю – да, со стороны абстрактные рассуждения действительно могут выглядеть странновато. Но я все равно не прекращу так делать)
З.Ы. 2
Еще я хотел в начале вставить эпиграф, но написав это все, думаю, что там он будет лишним. Поэтому оставлю его здесь. Начав читать эту книгу, я сразу вспомнил вот это:
Много сыра – много дырок
Много дырок – мало сыра
Много сыра – мало сыра
З.Ы. 3
Еще в книге есть послесловие автора - его тоже советую прочитать. Там все возвращается к дзен-буддизму.

Долгая прогулка