Больше рецензий

30 января 2019 г. 22:42

274

4 Спойлер Хорошо, но не супер, и вот почему

Трудно написать рецензию, не спойлеря, потому что "вотэтоповороты", в общем-то, главное, что зацепило в тексте. Поэтому атеншн! Спойлеры!

Текст в целом классный, читается приятно (а Дяченки по-другому и не умеют), но потерялась отчего-то обычная их кинематографичность. Вспоминаю прошлые книги — и как перед глазами яркие образы: мир "Варана", пещера, в которой жил Арм-ан, Торпа с речкой, лед на которой напоминал разломанный гипс (насколько сильный образ!), да много всего. Здесь — два закрытых помещения, будто созданных в расчете на экономность будущих декораций. Вот не люблю я этот считывающийся — нарочно или случайно — задел под экранизацию, который в последних Дяченковских вещах так и сквозит...

В помещениях обитают персонажи. Я бы сказала, что их пять: четверо подростков в коттедже и Лиза на корабле. Лиза довольно схематична, это женщина-лидер, которая будет принимать решения и рефлексировать события, случающиеся с кораблем волей подростков. Во многом персонаж-функция.
С подростками, на мой взгляд, тоже не все так объемно. К главному герою, Денису, у меня вопросов нет: это умный, правдоподобно прописанный мальчик из интеллигентной семьи, он очень хочет домой. Две девочки-стервочки, не вызывающие симпатии, и мальчик-мулат, страдающий раздвоением личности.
Мулат с раздвоением личности. Ах, как мне хотелось, чтобы эта болезнь оказалась хитрым ходом! Но нет, авторы на полном серьезе втюхали нам перемены настроений, мотиваций и интеллектуального уровня героя тем, что у него диссоциативное расстройство личности. Это, на мой вкус, ход уровня латиноамериканских сериалов 90-ых: "а давайте она упала с лестницы! А давайте она впала в кому!".
Элли и Марго — два персонажа, которые идут по головам. Элли еще ладно, получилась правдоподобной, но Марго — настоящий монстр Франкенштейна, сшитый из кусков. Это персонаж, который хочет выиграть, чтобы ее парень не умер от лейкоза, "девочка, которая любит романы про вампиров" и профессиональная танцовщица при этом. А еще она хладнокровная убийца (почти). А еще Марго обвиняет Славика в изнасиловании, и когда ты уже готов встать и аплодировать за поднятие сложной и важной темы, авторы делают финт ушами и показывают, что Марго врунишка и коварная манипуляторша. Это пряяяяям вот то, что я хочу читать в 2019-ом, в разгар "Я не боюсь сказать" и "Me too". Милые авторы, зачем?..

И не могу не написать про сленг. Видно, что пытались вникнуть в то, как разговаривает молодежь, адекватно смотрелся и легкий мат, и "жопа". Но все равно, например, Элли в конце говорит "ну ты и жук" — это выражение из молодости моего отца 51-го года рождения. В целом, сделано хорошо, но не отлично.

Финал оставил в небольшом недоумении. Смотрите, у них там была эта отсылка к игре в 4 шара, и 4 подростка, каждый из которых выбирал определенное будущее для мира, так? Выиграл Денис, который за-семью, за-свободу, корабль летит вперед, Денис попадает к своей семье. Остальные три персонажа: Элли: важно быть первой, Славик: просто не хотел в тюрьму, и Марго: спасти жизнь парня. Какие идеи для будущего транслировали они? Конкуренцию-страх-любовь? Но почему Марго, которая вроде как сражалась за любовь, выставлена злодейкой-психопаткой и для победы ей надо было лишить жителей "Луча" осмысленности? Я тут несколько потерялась в логике авторов. Любовь, разумеется, может быть фальшивой, и вовсе не любовью, а одержимостью, но где тогда грань, если девушка ради спасения жизни любимого пошла на такое. Я не знаю, у меня тут знаний в этике не хватило, наверное.