Больше рецензий

OksanaBoldyreva674

Эксперт

Просто мнение обычного читателя.

27 января 2019 г. 12:49

854

4

В свое время, попади мне в руки эта книга, у нее были бы великолепные шансы стать одной из любимых, история нескольких поколений одной семьи, любовные переживания, время действия - Вторая мировая, неизменно добавляющая нотку драматизма в любую книгу, всё, как мне нравилось. Сейчас же я, наверное, переросла такие истории как читатель. По-прежнему обожаю семейные саги и время действия - Вторая мировая, но уже не совсем такие, как "Следы на песке", предпочитаю просто драмы без приставки "мело". А роман Джужит Леннокс - это прежде всего мелодрама, сентиментальный роман, когда можно (даже нужно) отключить голову и просто наслаждаться эмоциями. И вот именно этого у меня не получилось, несмотря на достаточный объем произведения, по-настоящему настроиться на него я так и не смогла.

Роман охватывает четыре десятилетия, с 20-го по 60-й гг. 20 века, рассказывает о трех поколениях семьи Мальгрейв, но фактически в центре внимания оказывается поколение "детей", "родителям" и "внукам" автор уделяет не более трети книги на тех и других вместе взятых. К сожалению, ни один из этих ярких, по-своему обаятельных героев так и не стал мне по настоящему близок, никто не стал любимым, никто не вызвал неприятия, всё довольно ровно.

Итак, поколение родителей, Поппи и Ральф. Очень романтично началась их история, очень скоротечен роман, и очень быстро начались будни. Поппи, двадцатилетнюю романтичную англичанку, совсем не привлекала та перспектива, которая была ей предначертана ее происхождением. Она изнывала от скуки на чопорных светских раутах, которые посещала с матерью и сестрами и мысль провести так всю жизнь ее никак не радовала. И вот, она повстречала Ральфа, строившего на песке великолепные замки. Ральф пообещал, что скучно ей с ним не будет и увез с собой. Продолжая строить замки, теперь уже воздушные. Ральф строил замки, ведя кочевой полубогемный образ жизни, а верная Поппи с тремя родившимися один за другим ребятишками следовала за ним, научившись управляться с бытовыми трудностями, о которых в беззаботной юности понятия не имела. Так шли годы, дети росли, разразилась Вторая мировая, и из охваченной войной Франции Мальгрейвы вернулись, наконец, в Англию. Поппи даже испытала некоторое облегчение, что наконец-то она смогла где-то осесть, а вот шилопопый Ральф в деревне заскучал, стал все чаще наведываться в столицу, завел интрижку. И так до гибели Поппи. Вообще-то мне сюжетный поворот с ее гибелью показался слегка надуманным, нелогичным. Уцелев в подвергавшемся бомбардировкам Лондоне, куда она ездила в гости к дочери, она была подстрелена во время прогулки совсем рядом со своим домом в деревенской глуши каким-то шальным "асом" люфтваффе, возвращавшимся после задания на базу. И вот если кто из женских персонажей все же вызвал у меня сочувствие, так это она, Поппи, лишь перед самой гибелью, уставшая и разочарованная, она была близка к тому, чтобы признать, что тогда, в юности, совершила ошибку, так скоропалительно выйдя замуж за ненадежного, легкомысленного Ральфа. А до своего возвращения на родину то ли все же любила его, такого непутевого, то ли просто была из тех людей, которым проще делать вид, что всё в порядке, чем признать свою ошибку.

Основная же часть книги уделена поколению детей, Фейт, Джейку и Николь.. А из них троих наибольшим вниманием удостоилась старшая, Фейт. Мне же из этого поколения более симпатичен оказался неприкаянный, неугомонный, подобно отцу, Джейк. Дважды парень всерьез влюблялся, и оба раза любимая женщина его оставляла, в силу обстоятельств, с которыми Джейк не мог или не хотел бороться, но всё же... Легкомысленный мотылек Николь, всю жизнь занятая поисками своего Единственного, оставившая хорошего, надежного, но казавшегося ей скучным мужа Дэвида и новорожденную дочку, осуждения у меня как-то особо и не вызвала, ребенок, что с нее взять. А учитывая атмосферу, в которой прошло ее детство, и вовсе.

Зато своего Единственного на всю жизнь в 11 лет встретила ее старшая сестра Фейт. Серьезная, рассудительная, ответственная, она явно была любимой героиней автора. Могла бы стать и моей в других обстоятельствах, но почему-то меня раздражали в ней два момента - ее увлечение винтажными платьями, одно из которых "холли-блю" она одно время любила носить (привет Мэгги из «Поющие в терновнике» Маккалоу Колин с ее платьем цвета "пепел роз", не зря Леннокс сравнили с Маккалоу, есть в этих героинях что-то общее, и помимо платьев тоже), но больше всего - ее зацикленность на Гае, той самой девчоночьей любви, пронесенной через всю жизнь. И ведь, как человек благоразумный, она сама пришла к выводу, что цепляется за Гая как за ниточку, связывающую ее с беззаботным детством, особенно после гибели матери, но нет, "на тебе сошелся клином белый свет", Гай или никто, хотя и романы у нее были, и замуж ее звали неоднократно.

Гай Невилл, тот самый Единственный, был другом семьи, когда они познакомились с Фейт, ему было лет 18, естественно, на фоне 11-летнего ребенка - взрослый мужчина, воспринимавший Фейт именно как трогательного ребенка, но никак не девушку, с которой возможны отношения. И вот, в один прекрасный момент (Как меня "умиляет" такой поворот сюжета в сентиментальных романах!) на Гая снисходит озарение, что он, оказывается, тоже все эти годы любил Фейт, только сам этого не мог понять. Да я бы поняла, если бы он просто после нескольких лет разлуки увидел, как изменилась его давешняя подружка, и вот сейчас, в данный момент в нее влюбился, но ведь нет, оказывается, 18-летний парень влюбился еще тогда, в ту 11-летнюю девчонку, вот только понял это лишь сейчас. Как трогательно! Но увы, Гай уже успел жениться и даже стать отцом очаровательного Оливера. С женой Элеонорой, напористой и властной, они что называется, не сошлись характером, интересы их не сходились, иногда едва ли не противоположными оказывались. Но Гай по характеру был ни рыба ни мясо, недостаточно мягкий и покладистый, чтобы стать счастливым подкаблучником, но и недостаточно твердый, чтобы стать "главой семьи" по-настоящему и в принципиальных вопросах не уступать под напором жены, а добиваться того, чтобы уступила она. Не будучи бабником по натуре Гай успел побывать в отношениях с обеими сестрами Мальгрейв, но от жены так и не ушел, несмотря на то, что отношения с ней с каждым годом становились только хуже. В итоге Элеонора ушла сама. И я даже не могу ее осуждать, в ранние годы их брака она старалась как могла в силу своей натуры построить благополучную семью, от Гая же ответного стремления никогда особо не наблюдалось.

Ну и немного о внуках, Оливере и Элизабет-Лиззи. О них написано сравнительно немного, пожалуй, даже меньше, чем про Поппи и Ральфа. Оливер, сын Элеоноры и Гая, несмотря на свой юный возраст, показался мне малосимпатичным, в 19 лет быть скучающим циником? Пусть даже у родителей отношения не сложились, и он рос в атмосфере их постоянных ссор. Меркантильный (надо думать, в мать), самым весомым аргументов в пользу брака с Лиззи стало поместье, наследницей которого она являлась. Хотя с этой парой все не так однозначно, не даром же Оливер - сын не только холодной расчетливой Элеоноры, но и не лишенного романтики Гая. И Лиззи, кажется, удалось тронуть его холодное сердце. Да и в новорожденной дочке он души не чает, как в свое время его отец души не чаял в нем.

В общем, конец у этой истории достаточно оптимистичный. Я тут так много критики высказала в адрес романа, а между тем мне действительно понравилось, добавила в свой "виш" и другие произведения автора, как-нибудь при случае почитаю. А поклонницам семейных саг в духе мелодрамы, несомненно, рекомендую.

Спасибо Александре Shurka80 за совет в игре "Открытая книга", подаривший мне несколько приятных вечеров с хорошей книгой и знакомство с новым автором.

Комментарии


Всегда пожалуйста )) Рада, что совет не проал даром ;)