Больше рецензий

Lorelin_Siren

Эксперт

╮(︶▽︶)╭ ──☆。・:*:・゚’★,。・:*:・゚’☆

26 января 2019 г. 10:16

594

3.5

Вообще цикл "Хранитель волков" первоначально планировался автором как трилогия. То есть третий роман, "Тёмный лорд", должен завершить был грандиозную цикличную историю поединков Фенрира и Одина. Но... Этого не произошло. И, видимо, ещё не скоро произойдёт.

Первые два романа цикла, "Хранитель волков" и "Фенрир", рассказывали нам истории перерождений трёх главных героев и одного воплощения бога Одина. Связанные между собой, герои из книги в книгу повторяли одну и ту же историю "в надежде на изменение". Брат-волк убивал брата, побеждал в поединке Одина, страдал по любые к "той самой, единственной" и умирал страшной смертью. И Один умирал. И девушка.
Этот цикл смертей/перерождений предотвращал гибель мира, которой на протяжении многих страниц автор пугал читателей и героев. Это были истории о неизбежности предначертанного судьбой, где каждая смерть была началом новой, но той же самой истории.

"Тёмный лорд" все ещё так же и о том же – Волк и Один сойдутся в поединке, может наступить Рагнарёк, брат убьет брата. Серьёзно, в главной сюжетной линии никаких изменений нет и похоже не планируется. Интерес держится на попытках угадать, кому какая роль принадлежит, кто умрёт, а кто станет убийцей.
Но чем же данный роман отличается от предшественников?
Во-первых, история, в основу которой легла скандинавская мифология, усложнилась и перестала рассказывать о скандинавских богах. Локи и Один по-прежнему плетут заговоры, в ходе которых умирают люди. Плюс ещё в сюжет входит одна из норн, правда всего на полторы главы. Но автор практически полностью убирает из повествования великолепные магические ритуалы из прошлых романов и перестаёт уделять внимание рунам и магии, до этого игравшим огромную роль в истории. И полностью избавляется от мифологии и мифов. Вернее, теперь вместо коротенького пересказа того или иного мифа нам предоставляют отрывок из "Старшей Эдды". В стихах. Теперь недостаточно знать о том, что такое " Рагнарёк", кто такие Тот, Локи и Один, теперь для понимания происходящего необходимо глубокое знание мифологии, причём не только скандинавской, но и древнегреческой – огромный кусок сюжета отводится богине Гекате.

Во-вторых, и это связано с первым пунктом, мир потерял атмосферность прошлых частей. Если вы взялись за цикл ради викингов и переосмысления скандинавской мифологии (как и я), то больше вы её не получите. Долой викингов и их богов, долой кровавые поединки и военные походы – события разворачиваются в Византии, а главный герой теперь учёный. Это значит, что теперь в мире романа очень много рассуждений о природе бога и о вере. В прошлой части герой-христианин путешествовал вместе с викингами, старался обратить их в свою веру и нам наглядно показывали схожесть и различия двух разных верований, что в свою очередь способствовало развитию конфликта самого героя. Теперь религия служит инструментом для запугивания местного населения, верящего в языческих богов. Вместо богов, спокойно путешествующих среди людей и осуществляющих свои коварные планы, нам предлагают "охоту на ведьм" без ведьм. А вместо викингов, решающих свои конфликты в поединке один на один с чьей-нибудь смертью в итоге, нам дают книгу о политических дворцовых интригах. Нет, викинги в романе по-прежнему есть, но действия происходят в самом сердце Константинополя, а они вообще за городской стеной.

В-третьих, автор от тематики викингов отошёл и ни к чему в итоге не пришёл. И многие ружья не выстрелили. Уменьшение значимости скандинавской мифологии и викингов в сюжете подразумевало, что им на смену автор должен предоставить что-то равнозначное. Предполагается, что древнегреческая тематика и прекрасный Константинополь смогут послужить такой заменой. Спойлер – нет, не смогут. Константинополь в романе – это дом у маяка, дворец с искусственным деревом и несколькими комнатами и темница. Даже поселение викингов из первого романа было больше и значительнее. Как можно было так убого описать самый богатый город Европы того периода времени?
Невыстрелевшее ружье – это византийский император Василий. Он появляется в первых двух главах, на него совершает покушение волколак, он нанимает человека расследовать это странное покушение и другие странные "явно магические" события и всё, больше в романе его не будет. Имело ли смысл первоначально вводить его в сюжет?

В-четвёртых, последнее и самое печальное, главные герои. Если в первом романе центром истории был Вали и его бесполезная борьба с кровожадным внутренним Волком, если во втором романе основное внимание уделялось Адисле и её "личностному росту", то в третьем романе главным героем становится какой-то "человек с улицы". Без шуток, Луис – просто человек. И это разрушает большую часть предыдущих событий. А все потому, что женат он на Адисле/Элис, она его любит и она от него беременна. Эмоция здесь одна – что?! Зачем тогда нужны были Вали и Фейлег, зачем нужно было прописывать любовный треугольник между девушкой и братьями на протяжении двух их перерождений, чтобы в итоге "отдать" её случайному человеку? Кроме того, с прописыванием характеров у автора вообще беда – Луис минимально отличается от Вали/Жеана из прошлого романа.
Вали, Фейлег и Адисла в "Тёмном Лорде" из главных героев превратились во второстепенных. И им уже даже не дают достойных предысторий – Фейлег как был диковатым человеком-волколаком, так им и остался, Вали как был Фенриром и жрал трупы, так и продолжает (даже описания от раза к разу не меняются – "ногти и пальцы странно удлинились и стали больше походить на когти", "тело стало непривычно гибким", "люди вкусно пахнут" и т.п.). Адислу/Элис вообще как будто "откинули" назад. Дерзкая и самостоятельная в прошлом романе, теперь она нуждается в спасении, как и в самом начале цикла.

Ну и трилогию и историю "Темный лорд" в итоге не завершает. Концовка у романа мало того, что открытая, так ещё и настолько неоднозначная, что продолжать перерождения и поединки Одина и Волка можно до бесконечности. Викингов и скандинавских Богов в итоге видимо вообще не останется – пятый роман про Третий рейх.

В итоге сам по себе "Тёмный Лорд" – роман немного скучный. Викингов в сюжете не осталось, магия и скандинавские боги отошли на второй план, битвы сменились политическими интригами и в разы уменьшилось количество сюжетных поворотов. Книга не может предложить ни интересных героев, ни увлекательной истории. Жаль, потому что первые два романа трилогии мне сильно понравились.