Больше рецензий

23 января 2019 г. 23:40

1K

3

Не так плохо, как любил говорить мой инструктор по вождению. Не самые воодушевляющие слова, но они означают, что тот, к кому они обращены, небезнадёжен.

Я никогда не читала подобных произведений, но что-то в этой книжке меня зацепило в своё время. Возможно, то, что один из персонажей - не человек, но и не набивший оскомину инфернально прекрасный вампир.

Сюжет романа исчерпывается аннотацией. Он, она, причём он – сатана (ну ладно демон, но из той же компании, просто рангом пониже). И вся книжка – про то, как развиваются их нечеловеческие отношения.

В целом, впечатления скорее благоприятные. По сути это, конечно, так называемый женский роман в фантастических декорациях (фантастики там, впрочем, немного; просто богатый дом), где герои долго и упорно идут к счастливому соитию в конце (в данной книге не дошли, но есть вторая часть), но роман неплохой. Вообще я ничего против таких книг не имею, однако читать про одну любовь-морковь, разбавленную неуклюжим описанием сексуальных сцен (ну правда, очень многие авторы описывают эти моменты так, что лучше бы вообще не писали) мне не особо интересно. Хорошо бы, в книге ещё что-то происходило помимо воркований/ссор с последующим экстазом. Ну или хотя бы характеры были интересными, а чувства и переживания героев описаны мастерски и со знанием психологии мужчин/женщин, так чтобы читатель чувствовал себя на их месте. Но всё это не про «Доверься демону...»

Однако у книжки, несмотря на всю её поверхностность, есть свои достоинства.

Во-первых, мне понравилось, что она разделена на мужские/женские главы (большинство от лица девушки, но некоторые – от лица демона). Мужские главы читать интересней: они, как кто-то верно заметил в отзывах, показывают, как меняется отношение демона к его пленнице. И они действительно похожи на размышления мужчины, за что автору респект и уважуха.

Во-вторых, порадовало то, что Ринара не романтизируют, а, наоборот, сознательно демонизируют (хотя, куда уж больше!) Поначалу он ведёт себя как форменный подонок: издевается над жертвой и с лёгкостью плюёт на любые моральные нормы. Особенно показателен в этом плане так называемый контракт – на фига он вообще нужен, если девушка подписала его под гипнозом (читай: согласия не давала)? Как же свобода выбора, волеизъявление подписанта, вообще какие-то реальные договорённости? Или у них там в аду (я таки думаю, что описанная локация – это окрестности ада подразумевались) бюрократия тоже процветает пышным цветом и воняет как раффлезия? Потому что без бумажки ты букашка, и надо придать преступным действиям вид легитимности? Кстати, ведь в жизни частенько так и бывает. Эх, нет правды на земле – но правды нет и... ниже!..
На все попытки девушки (мне, к слову, непонятно, почему её так обозвали – Дийана. Или Диана или Дайана тогда уж. Выпендрилась писательница) воззвать к совести демона тот глумливо возражает, что он – не человек, законы здесь другие и вообще ты, милая, для меня еда, так чего рот разеваешь? Иногда, правда, он снисходит до объяснений, почему всё так несправедливо (он – демон-инкуб, а она родилась мирной. т.е. смертной девушкой, которая специально предназначена высшими силами для того, чтобы демоны убивали только таких как она, а не всех людей поголовно. Не он это придумал, и ничего сделать не может – против природы не попрёшь). Короче, чёрт остаётся чёртом, совести и морали у него нет ни на копейку, да и требует он чёрт знает что (своей воли и права голоса в моём мире у тебя нет, я могу взять тебя силой в любой момент, но при этом ты должна мне доверять).

Так что за то, что автор попыталась показать нечеловеческую психологию – ей респект и уважуха второй раз. Попытка зачётная. Демон получился довольно аутентичным. Он мыслит другими категориями, чем человеческий мужчина и хорошо понимает, что, родившись в преисподней, человеком не станешь. Можно лишь приблизиться к пониманию того, каково это – быть людьми. Но даже эти отголоски человечности будут стоить камраду из преисподней немалых усилий.

Тогда вопрос на засыпку: а чего ради он вообще пытается что-то наладить с Дийаной, коль родился демоном? На фига козе баян? Разве можно изменить свою природу? Ведь нельзя «вылечить» гомосексуалиста, как ни бейся. И очень странно было бы, если бы обычный человек вдруг воспылал любовью к курочке, которая ходит у него по двору и должна со временем угодить к нему на обед. Пожалеть птичку и не делать из неё суп или там куриные отбивные — это да, но любить?! Конечно Дийана – не курица (гы-гы!), но по сути-то!.. Её миссия в мире Ринара – ублажать демона до тех пор, пока он не высосет из неё всю молодость и жизненную силу, а потом просто тихо-мирно умереть.
У автора, впрочем, есть довольно убедительное объяснение такому нежданному обороту событий.
Дийана – не совсем обычная мирна, у неё какая-то особая энергетика, из-за чего демону не хочется её убивать, а хочется подольше держать при себе. Плюс она героически, хотя это и выглядит смешно с точки зрения Ринара, пытается сопротивляться своей судьбе. Сначала его это забавляет, потом вызывает интерес. А учитывая, что он живёт много веков, ему (что вполне логично) давно всё прискучило: и девушки, и убийства, и могущество, и секс, и себе подобные (инкубы, вампиры и демоницы), короче, ВСЁ ОСТОЧЕРТЕЛО. Почему бы не попробовать для разнообразия поиграть в любовь? Тем более девушка почему-то привлекает его (он и сам толком не понимает чем) – у неё даже запах особенный по сравнению с другими. Для Ринара это внове, хотя нечто подобное он когда-то испытывал к своей сексуальной рабыне Изаре (так и хотелось написать – Изауре :)) Однако сейчас он стал старше и мудрее, его тяготит бремя бессмертия, и человеческие чувства для него – что-то свежее и необычное. Что-то притягательное. В отличие от других демонов он когда-то начал присматриваться к людям и видеть в них живых существ, чувствующих и заслуживающих снисхождения, а не просто каких-то букашек, которых можно походя раздавить и не заметить. И научился относиться к ним по-другому (почти по-человечески). Для демона он довольно мягок, так скажем. И убивать ему не нравится.

Ну и третье, что порадовало: Дийана ведёт себя вполне естественно.
Кто-то тут написал: глупая истеричка. Да не сказала бы. Она ведёт себя ровно так, как и ожидаешь от молодой девушки, попавшей в безвыходное положение. Она боится демона, не желает мириться с тем, что стала бесправной рабыней, причём сразу и навсегда. Она в отчаянии от собственного бессилия (отвратительное чувство, к слову). Чего уж от неё требовать-то!.. Умом не тронулась – уже хорошо.

(Кто хочет хотя бы чуть-чуть почувствовать себя в её шкуре, когда ты вообще ничего не решаешь и полностью зависишь от чужой воли, вообразите себе, что шеф вам объявляет: «С сегодняшнего дня работаем без выходных! По 12 часов каждый день. Зарплату урезаю вдвое. И ВСЁ!» А у вас дети, мама, кредиты, ипотека... короче, вам деваться некуда. Что, хорошая перспективка?
А тут – сексуальное рабство с нелюдем, стремительное старение, смерть через полгода...
И правда – чего она истерит-то дура?)

Может, Дийана порой ведёт себя неосмотрительно, но она изо всех сил сопротивляется инкубу и пытается бороться против его произвола. Инстинкт самосохранения периодически приходит ей на помощь, но изменить отношение к Ринару или хотя бы успокоиться у неё не получается. Слишком мало времени прошло, чтобы она хотя бы смирилась со своим положением. А самое главное – никакой любви к демону у неё нет и в помине. Более того, она только-только начала привыкать к нему и к своей новой жизни в конце романа. Сама же мысль полюбить Ринара кажется ей дикой – она не забыла и не простила ему ни жестокого изнасилования, ни всего остального. Короче, девочку можно только пожалеть.

Это все плюсы и их вполне достаточно, чтобы назвать роман неплохим и вполне читабельным.

Теперь о минусах. К сожалению, героиня получилась «недоделанной»: её характер толком не прописан, переживания её неглубоки (хотя переживать Дийане ох как стоит!): скорее это стереотипные реакции на главный раздражитель (Ринара), как у собак Павлова. Мы слишком мало знаем об этой девушке, чтобы по-настоящему сочувствовать. У меня лично не получилось, увы. Я вообще в какой-то момент поймала себя на мысли, что читаю словно бы пример из научно-популярной книжки психолога средней руки: типичное поведения альфа-самца, который к тому же является статусным мужчиной со всеми вытекающими. Занятно, но к художественной литературе имеет мало отношения.

Потом банальность сюжета. Зачем в сотый раз описывать историю Красавицы и Чудовища? Пусть даже в стиле хардкор-порно? Было бы куда интереснее, если бы Дийана объединила усилия с Оливией, дабы каждая получила, что хотела (Оливия – инкуба, а Дийана – свободу). Когда девочки против кого-то дружат, у мужиков нет шансов, даже у демонов. Или чтобы она быстро пришла в себя, прикинулась послушной мирной и начала вести свою игру против демона, попутно изучая его природу, чтобы в самый неожиданный момент нанести ему смертельный удар (да, я в курсе, что инкуба нельзя убить, но, например, запереть где-нибудь, откуда он не мог бы вырваться до скончания вечности, вполне реально). Увы, Дийана даже отдалённо не похожа на Лисбет Саландер. Она не боец, а обычная девочка в беде. Но о чём это я? Это всё идеи для фэнтези, настоящего фэнтези, я имею в виду. А у нас тут всего лишь женский роман.

С лекарем Лемиксом, правда, была едва наметившаяся необычная линия, но она вообще не получила никакого развития, хотя персонаж был интересным, и все сцены с ним действительно выглядели фантастическими. Остальным повезло и того меньше: Оливия, Шанни, Алекс, Лукас – все эти инфернальные типажи, слегка оживлявшие текст в редких промежутках между бесконечным выяснением отношений девушки и демона, увы, лишь блёклые тени на фоне Ринара, который здесь один более-менее внятный адский персонаж. Неоднозначный, хоть и порождение тьмы. Собственно, на нём всё и держится, все остальные, включая Дийану, – всего лишь антураж. Жаль, что фон так плохо раскрашен, можно было и постараться.

А ещё впечатление снижают всякие дурацкие ляпсусы и нелепые штампы.
Дийана столько раз кусала себе губы в течение романа, что они уже должны были у неё стать пухлыми как у Джоли. А у Ринара все эмоции сводятся к вздёрнутой брови (спасибо, что не «иронически вздёрнутой» – ужасно надоел этот нелепый штамп. Кстати, в жизни я такого не видела: обычно поднимают обе брови). Столь однообразные описания попахивают халтурой и скудным словарным запасом.
С движениями вообще что-то непонятное. Часто так всё странно описано (учитывая, что демон постоянно лапает девушку, а та пытается вырваться), что я затрудняюсь себе представить: это вообще как? Кстати, даже всемогущему инкубу вряд ли удастся сорвать со своей жертвы джинсы (!) «одним движением». Кто-нибудь пробовал такое повторить?
Секс описан банально и скучно, про это даже упоминать не стоит.
Ноутбук, разбившийся вдребезги, тоже позабавил. Где это продаются стеклянные ноутбуки? Вообще сомневаюсь, что такое устройство как ноутбук, может разлететься на куски. Покорёжиться или сплющиться - это да, но ... на мелкие кусочки?.. Нет, проверять на своём не буду.
И да, сразу видно, что автор ни разу не книгоман или книгочей. Иначе бы она не написала такую глупость, что хрупкая девушка в одиночку придвинула к двери (пусть и с трудом) набитый книгами шкаф. Советую на досуге попробовать сдвинуть хотя бы пустой книжный шкаф. Ещё и быстро, ага. Посмотрела бы я, как это у физически слабого человека получится. Разве что шкаф на колёсиках. Но мне припоминается из детского фольклора, что в пустых квартирах типа Дийаниной может появиться разве что гроб на колёсиках.

P.S. Стоит ли читать продолжение? Наверное, стоит, потому что, учитывая замануху «любовь инкуба» характер Дийаны получит там некоторое развитие (я надеюсь). Я с самого начала сказала: не так плохо, как можно было ожидать. Крепкий середнячок, который вполне справляется с задачей развлечь читателя. Не более.