Больше рецензий

22 января 2019 г. 10:46

362

5

Скандинавский писатель + литература для подростков = идеальное сочетание.
Очень добрая книга, благодаря которой очень хочется поверить в то, что мир действительно полон хороших людей. Потому что в этой книге именно окружающие Элиаса люди помогают ему прийти в себя и снова начать дышать полной грудью после затяжной депрессии.
Мне нравится, что здесь при знакомстве с главным героем читатель оказывается в тех же условиях, что и круг его общения в книге - изначально нам никто никак не поясняет, что именно не так с Элиасом. Читая, чувствуешь, что парень странноват, но почему он такой, непонятно до тех пор, пока он не заговорит об этом сам. И в данном случае хорошо понимаешь недоумение тех, с кем он по сюжету знакомится, потому что недоумеваешь и сам: почему просто не извиниться, когда случайно нанёс девушке травму и испытываешь дискомфорт от этого? Почему не сказать ртом новой учительнице, которая спрашивает про маму, что мамы нет? И лишь потом постепенно осознаёшь, что для героя всё совсем не так просто, как кажется. Что для него, молчавшего три года, заговорить с девчонкой-соседкой - уже своего рода подвиг. Пойти в секцию джиу-джитсу - тоже. И наведаться в квартиру к соседке снизу. И если сначала он делает всё это нехотя, через силу, то со временем всё меняется. В каком-то смысле именно все эти люди мотивируют Элиаса и подталкивают к переменам - хотя, конечно, нельзя отрицать, что все главные шаги он делает сам.
С письмами, которыми перемежаются главы, тоже штука занятная, потому что первые несколько десятков страниц я была уверена, что пишет он какой-то девушке, в которую тайно влюблён. И, опять же, про истинного адресата прямо не говорится в тексте нигде, об этом догадываешься сам, но всё встаёт на свои места лишь после того, как сам Элиас упоминает о матери и о том, что с ней произошло.
И да - мне понравилась концовка. На протяжении всей книги я, правда, ожидала чего-то другого - не знаю, наверно, что Элиас возьмёт саксофон, придёт в школу и сыграет там эту песню, которую на протяжении всей книги его уговаривали сыграть; что разрешится интрига с матерью (а то и вообще откуда ни возьмись возникнет она на пороге); что он всё-таки скажет соседке, кого та ему напоминает (и это тоже раскрутится в какую-нибудь интригу в стиле индийского кино, угу). Но нет. И, на самом деле, всё вышеперечисленное, пожалуй, только испортило бы финал, сделав его несколько... переслащённым.
И то, что книга заканчивается письмом, тоже правильно. И то, что настроение писем по ходу развития сюжета особо не меняется, тоже - они всегда одинаково пронзительны и искренни. Но в конце всё-таки веришь, что всё с героем будет хорошо - и это тоже здорово и правильно.