Больше рецензий

21 января 2019 г. 17:05

2K

2 Если у вас появилось свободное время для чтения книг!

... то позаботьтесь о том, чтобы это была не "Настя"!

Довольно сложно разобраться с чувствами, только-только прочитав рассказ. Переполняет чувство омерзения и осознание потраченного времени.

Излишнее авторское описание природы и вполне нормальных действий в этом сюжете -- наводят на мысль, что Сорокин пытается подстроиться под классику, таким образом завуалировав мерзкие действия, которые произойдут позже.

Не знаю пытался ли автор, но сочувствия ни к одному герою я не проявила, хотя и было пару моментов для подобных чувств. Более того, я готова была бросить данный рассказ на середине, но пару прочитанных раннее рецензий всё таки возбуждали во мне интерес дочитать до конца, да и не хотелось кидать его в недочитанные.

Для меня остались непонятными моменты с гвоздями и как эти люди собирались продолжать свой род, если они детей своих ели. (Возможно ели они только дочерей, так как девочка Арина вспоминала истории исключительно про своих подруг).

Также, читая рассказ "Настя", поддаваясь неприятным чувствам и мыслям, я понимала, что смысл более глубокий и речи персонажей не просто так. Это не просто противная сказочка. Но по-видимому мозгов у меня не хватило для самостоятельного анализа и мне пришлось открыть сайт, где Михаил Павловец, кандидат филологических наук, доцент Школы филологии Высшей школы экономики, разбирает всё по полочкам. Благодаря чему, меняется отношение к прочитанному и появляется некое уважение к такому своеобразному выражению мысли.


Рассказ "Настя" – это и есть художественное исследование метафор и жизненных ритуалов. Когда, например, фраза "я прошу руки" изображается не как метафора, а выявляет ее прямой смысл. Такой прием называется реализацией метафоры: "просить руки" – не руки и сердца, а буквально. Почему предложение брака понимается как присвоение руки женщины? Это исследование помогает понять роль насилия во взаимоотношениях между людьми, неравенство между мужчиной и женщиной и то, как ритуалы, традиции и практики нашей жизни делают нас неравными, ставят нас в зависимость от других, выстраивают иерархии и властные отношения.


или

Нельзя буквально воспринимать то, что изображает Сорокин. Он изображает не жизнь семьи, а жизнь языка. Но мы видим, что ритуал инициации при помощи языка и реализации метафор выявляет свою жестокую сущность, в которой мы видим насилие над личностью человека и его душой, достоинством. Этот ритуал в буквальном смысле превращается в приготовление девочки, но приготовление не к будущей жизни, а приготовление в качестве пищи. 


Для Сорокина метафора поглощения еды – универсальна и очень важна, он считает, что она вполне может соотноситься с тем, как мы потребляем чужие мысли, впитываем и поедаем, а потом перевариваем и выдаем обратно. Процесс интеллектуального потребления. 




И в заключение Михаил Павловец пишет:

Рассказ Сорокина – это жестокий, тяжелый и для кого-то отвратительный образ, но он художник и имеет на это право. Благодаря этим сценам он постигает мир и предлагает какую-то модель, объясняющую, как устроены отношения между людьми, как строятся ценности. Это исследование ХХ века – века, над которым стоит лозунг Ницше: "Цель – преодоление человека". Преодоление человека – когда живого запекают, чтобы создать его голографическое изображение – нечто другое, сверхценное. Голограмма Настеньки, которая в конце возникает, – это тоже метафора. А превращение живых людей в памятники? Разве это не такое же превращение жизни в смерть? Живой жизни в мертвую теорию? 


Сорокин выступает за жизнь, за человеческое, за любовь и слабые проявления наших чувств, а не за то, чтобы гнаться за недостижимым, превращая жизнь в ритуал служения чему-то сверхчеловеческому.



Что-то в его словах есть, и даже наводит на философские мысли. И что-то мне подсказывает, что произведение Сорокина не для широкой публики, что не готовы мы понять его мысли, уж слишком всё буквально воспринимаем.

Мой вердикт -- рассказ хорош, только если вооружиться дополнительными анализами данного произведения!