Больше рецензий

18 января 2019 г. 10:27

2K

По мере прочтения появляются сожаления о том, что с первоисточниками (или, по крайней мере, такими вот изложениями первоисточников) греческих (да и не только) философов знакомишься лишь после того, как все основные положения, ровно как и самые известные и интересные факты философии и жизни проповедующих собственные учения мудрецов уже известны из всевозможных учебников.

Любителю античной культуры, тем не менее, всякий раз приятно встретиться со старыми знакомыми, в очередной раз услышать всем известные крылатые цитаты Аристиппа, вспоминать подробнейшую классификацию Платона, снова и снова узнавать принципы Аристотелевской логики и поражаться широте и свободе мысли, присущим обществу того времени.

Современного читателя, не знакомого с греческими классиками или знакомого, но очень поверхностно, приятно удивит широта и размах в описании древних мудрецов, автор не обошёл стороной и самых малоизвестных своих современников (по сравнению с разницей в тысячи лет, несколько сотен кажется до того незначительной). Несмотря на пересказательный, лишенный оценки характер повествования, а также на известное количество неточностей и ошибок, на каждую из которых вам любезно укажет тот или иной комментарий, данная книга, пожалуй, может считаться одним из тех исторических и культурных памятников, благодаря которым в настоящий момент известно о том, что знали и как мыслили представители древних цивилизаций.

Читателя особенно позабавило желание автора остаться в истории вместе с героями его историй. Вероятно, для этого о каждом своём персонаже он сочинил небольшое стихотворение. Иногда кажется, вся книга с её подробными описаниями жизни и учений греческих мудрецов с полной библиографией каждого из них нужна Диогену Лаэрцию лишь для того, чтобы читатель смог по достоинству оценить его дивную способность к стихосложению и смог без труда понять те изящные отсылки к фактам из жизни, которые так или иначе в стихотворении будут обыграны.

Большое ошибкой - но тут претензии уже больше к издателям, нежели к автору, - было поместить замечательный комментарий А.Ф.Лосева вначале книги (вместо того, чтобы расположить его после): как это часто бывает с не предназначенными для предисловий статьями, данный текст практически полностью бесполезен для всякого, ещё не знакомого с книгой Лаэрция (то есть для всех, кто привык последовательно читать книгу сверху вниз слева направо - поголовно каждого представителя западной культуры) - слишком многие сведения, что вы должны были бы почерпнуть из книги, перечёркиваются заранее с подробными и обоснованными разъяснениями, в которых специализирующийся на греческой культуры переводчик, опираясь на собственные знания и прочие свидетельства древности, убедительно доказывает несостоятельность иных утверждений автора. Вот только вы ещё не прочли его утверждения, и потому оказывается неимоверно сложно понять блестящие комментарии (всё равно, что осуждать спектакль или концерт любимой группы до того, как на нём побывал).