Больше рецензий

15 января 2019 г. 00:05

5K

4.5 Битва за урожай.

Люблю классиков за их неизменный диалог с читателем. Любезный автор сразу объяснит про что рассказывать собрался и зачем. На важные моменты внимание обратит, лишние сомнения развеет. Красота! Цель написания повести четко обозначена, простая и благородная, а необходимые отступления от генеральной линии запланированы в минимальном количестве
Но мы предупреждаем нашего старого друга-читателя, которому на первых страницах всегда обещаем, что он получит удовольствие, по мере наших сил выполняя это обещание, — мы предупреждаем его, что это введение так же необходимо для ясности нашего повествования, как и для понимания того великого политического события, с которым связана эта повесть.

Политическое событие, с которым надо ознакомиться в случае с Черным тюльпаном - это судьба Яна де Витта, фактически управлявшего Голландской республикой на пике тюльпаномании, охватившей всю страну. Эта судьба весьма наглядно демонстрирует неблагодарность и непостоянство толпы, для которой нет особой разницы между восторгом и осуждением. Которая готова в любой момент или восторженно рукоплескать своему любимцу, или рвать вчерашнего благодетеля на куски.

Толпа, как и судьба, непредсказуема в любой точке мира, а вот национальным размахом цветочных спекуляций может похвастаться только Голландия. Ажиотаж вокруг торговли тюльпанами доходил до того, что редкую луковицу можно было сменять на карету с лошадьми, дом и даже поместье. А представители такой мирной профессии как цветоводы пришли к силлогизму

Пренебрегать цветами, — значит оскорблять бога. Тюльпаны прекраснее всех цветов. Поэтому тот, кто пренебрегает тюльпанами, безмерно оскорбляет бога.

При таких умонастроения - просто чудо, что не дошли до крестового похода против тех, кто не ценит цветы. Одержимость разведением цветов заставляла размышлять так: Убить человека – плохо, но убить тюльпан – немыслимо, это самый страшный грех. Такой ход мыслей позволяет оценить глубину падения и черноту души антагониста повести, который бросает через забор на грядки соседа связанных кошек, наверняка зная о разрушениях, которые они причинят нежным цветам, катаясь по земле. Много разных злодеев можно встретить на страницах книг, но этот превзошел многих. Не над златом чахнет, над луковицами растений. Хотел вырастить черный тюльпан, а вырастил зло и тьму в себе, подкармливая черную зависть к тому, кто занял его цветочный трон. Получается, не важно кто человек, король или садовод, если кто-то встанет на пути, действовать будут одинаково, разница только в масштабе.

Занятно Дюма характеры создает. Не отвлекаясь на мешанину красок, берет одну, зато не скупится на глубину и интенсивность! Если герой мужественен, то настолько, что во время пыток читает оды Горация и доводит палачей до депрессии. Если коварен, то нет такой подлости, которой он бы не совершил. Если благороден, то до наивности. Если истинный цветовод, то даже в темнице беспокоится не о своей судьбе, а о невозможности выращивать тюльпаны. Смеяться? В такой момент? Трагизм ситуации не располагает к такому, но Дюма так все расписывает, что от смеха трудно удержаться. Мне кажется, автор и сам не смог настроиться на грустный лад, когда все это сочинял, столько там радости в неподходящие для этого моменты. Не знаю, что курил Дюма, но что-то очень забористое, до сих пор не выветрилось и знатно веселит. Вроде о серьезных и трагических событиях пишет, но в повести такой разгул экспрессии чувств, что сюжет воспринимается как готовый сценарий для комедии "Здравствуйте, я ваш черный тюльпан". Своя дона Роза уже есть в книге, как и фраза: "Он любит не вас, а мою луковичку!"

Тот, кому удалось вывести редчайший черный тюльпан, тоже тот еще старый цветовод, не знающий слов любви. Сидел до 28 лет, примус починял тюльпаны выращивал, дарил людям радость и красоту, себе - стабильный доход (а что ему еще было делать, если папа запретил работать и лезть в политику?), но приключения нашли его и на клумбе. И это не выдумка автора. Время было такое. За луковицу могли не только обворовать, но и встретить с ножом в темной подворотне. То есть ситуация - серьезней некуда, но фонтанирующий жизнелюбием и приключениями Дюма, от трагедии оставляет лишь жалкие крохи.

Чем автор особенно хорош, так это тем, что он с одинаковой легкостью пишет о любой теме, не меняя бодрого высокопарного слога. Пишет да приговаривает: "Ай да я!" Словно берет все, что попадается на глаза и легким движением руки превращает в головокружительные приключения, которые будут пользоваться популярностью у прекрасных и юных читательниц-современниц. И не только у них! Для него нет принципиальной разницы писать о подвесках или о тюльпанах. Поэтому и будни садовода окажутся такими полными испытаний, что история Монте-Кристо бледнеет на их фоне. Все-таки Дюма - прирожденный автор популярной литературы, верно угадавший рецепт литературного бессмертия. Надеюсь, еще многие поколения читателей будут получать от его книг огромное удовольствие.

картинка Delfa777

Книга прочитана в рамках Игры в Классики.

Комментарии


Красота да и только)
По первому абзацу прям плюс плюс)


После современных мастеров потока сознания Дюма читать - это как праздник после будней))


старый цветовод, не знающий слов любви

Точно) Честно говоря, Корнелиус своей бесконечной наивностью меня подбешивал, зато Бокстель был хорош со своими кошками))


Бокстель - злодей образцово-показательный) мне еще эпизод с лестницей понравился. Где-то на улице нашел лестницу нужной длины, слазил в запретную комнату Корнелиуса и лестницу назад отнес)) он не просто стихийно злобствует, а строго в рамках полученной обиды и ущерба.
И отношения Корнелиуса с Розой очень даже жизненно описаны. Он сетует на ее несовершенство - не хочет красавица от чего то об одних тюльпанах говорить, к себе внимания требует. А Роза в свою очередь обижается, что любимый на свидании ее почти не замечает, все о цветах да луковицах))


Да, хороший эпизод, видно, что человек во всем любит порядок, не то что мечтательный Корнелиус, который луковицы в документы заворачивает))
Как они жить-то дальше будут, интересно?)


Никакого почтения к книге. То как ежедневник используют, то как пачку писчей бумаги, то как вчерашнюю газету.. а если учесть, что книгу по наследству передавали, через несколько поколений останется только обложка)
Так и будут жить - он луковички выводить, а она за хозяйством следить и его пилить за то что совсем про нее забыл.


Я сперва подзависла, пытаясь понять, какую книгу ты имеешь в виду, а потом вспомнила, что дядюшка Корнелиуса писал свое письмо на странице Библии)
Ага, а отец Розы будет периодически освежать Корнелиусу воспоминания, если он забудет про семью))


Папа теперь сам - цветовод и сторож грядок, ему некогда будет зятя уму-разуму учить.


А как же осень и зима? Вот все луковицы выкопаны и разложены по полочкам, вот тут самое время напомнить зятю те веселые деньки, проведенные им в тюрьме)


Да, зимой у него больше свободного времени и вполне может отрабатывать приемы отпугивания ворон на Корнелиусе)


Даже такое мирное и во всех отношениях прекрасное занятие как цветоводство люди умудряются превратить в разгул жестокости) чудеса да и только) а то, что Дюма мастерски сумел изобразить эту цветочную лихорадку я не сомневаюсь)


только сейчас обнаружила , что мой вчерашний ответ тебе исчез без следа) происки инквизиции)) хотя ж я никаких секретов и не открывала, все итак знают что большие деньги всегда идут рука об руку с разгулом жестокости.


Ничего страшного, бывает) у меня тоже периодически так случается)
Это так, к сожалению. Просто для читателя, который не жил в той стране и в ту эпоху, которую описывает Дюма, это странно и интересно, мне кажется)


Для меня точно было неожиданностью обнаружить спекулятивную лихорадку такого размаха) когда все, от купцов и знатных горожан, до белошвеек и лодочников участвовали в этой финансовой пирамиде)


Еще бы) такие страсти на цветочной основе))


Да! И контраст с безобидными нежнейшими тюльпанами только добавляет остроты этим страстям)


Дюма знал толк в изящных и эффектных контрастах))


Хороший он человек!


Надеюсь, что так и есть) и писатель он прекрасный


Я перед Лемом как раз им болела))
Тюльпан люблю - он такой наивно-прекрасный))


Я Дюма со школы зачитываюсь. А после знакомство с его биографией увлечение вышло на новый уровень)
Тюльпаны тоже люблю. Сколько себя помню, они всегда у нас росли. Простые, но по своему величественные.


Я в школе тоже приложилась от души к полному собранию сочинений Дюма, но уже подзабыла, а этой зимой произошел новый виток нашей с ним любви: поняла, что соскучилась за де Бюсси и Шико)))
А вот Тюльпан помню хорошо))


даа, Шико - топовый перс))
я вот только теперь дошла до Тюльпана. И помимо хорошего настроения узнало много нового из истории Голландии. Откуда туда тюльпаны попали. Если бы не Дюма я бы и посейчас думала, что тюльпаны изобрели в Голландии и начали их разводить с сотворения мира.


Бюсси тоже ничего - правда, в 15 лет он смотрелся лучше)) С возрастом мне стал милее гасконец))
Да, у Дюма много разнообразной информации можно почерпнуть))


До 45 так и не добралась...


я добралась)


А жаль продолжения нет...эх(((


Может еще напишут. Эпигоны)


Бросает меня в дрожь от таких предположений))


Допишут и экранизируют) чтобы никто не спасся от знакомства))


Откуда в людях столько жестокости?))


от сельдерея)


Давно подозревала в нем коварство подстрекателя и тайного живодера))


У меня 45 в ближайших хотелках))


Самая любимая в цикле))


Знаю)


А палачей то жаааалко)))


Ты сегодня загадочна как Сивилла) что за палачи и почему их жалко?


Мучить бедняг одами Горация? Это бесчеловечно) куда смотрит ООН?


аааа, этих)) издержки профессии, годы тренировок. уверена, они быстро выйдут из депрессии и Горация им даже не будет сниться.


Интересно, а они подали списки в пенсионный на вредные профессии...


Конечно, подали. Еще когда на работу устраивались)


Хорошие у них работодатели - ответственные)))
Как думаешь, гурманы априори не могут писать драму? Или это ген путешествующий через поколение?


Склонна считать, что гурманство во всем виновато) откуда взяться драме в чистом виде, если славно покушал и хандру как рукой сняло


Да)) тут листиком капустным и черешком сельдерея не обойтись;)) надо что-то посущественнее...


с сельдерея философствовать потянет) а если случайно что то жизнерадостное из под пера выйдет, рукопись сразу сожгут дабы посыпать голову пеплом.


Это ты ещё самый безобидный вариант огласила) Гоголь тому яркий пример...


О, Дюма) вот только недавно обсуждали "дюмаподобный" роман Мериме)


Дюма круче)) но свои приятные моменты и у Мериме были. Тот же диалог с читателем))


Я верю в Дюма)) у него особенный талант из любой истории закрутить интригу)


Да! Талант есть, его не скрыть)


Он и не скрывал))


Что говорит о его мудрости - не стал тратить время и силы на безнадежное дело


Ага, у него была масса более интересных занятий)


Если герой мужественен, то настолько, что во время пыток читает оды Горация и доводит палачей до депрессии. Если коварен, то нет такой подлости, которой он бы не совершил. Если благороден, то до наивности.
Посмешила))) но, все так


В этом "выпячивании качеств" есть своя прелесть) и неиссякаемый источник веселья.
*с возвращением из отпуска!*


Наверное.:))
Спасибо.) вливаюсь)


вливайся-вливайся)) тебя ощутимо не хватало)


окей.) и вас всех, аналогично)


Довольна отдыхом?


Да, хочется вернуться назад))


лучший показатель, что отдых удался))


о да, я даже спала там, дольше обычного, не сразу, но, после, дольше чем на море))


на море небось не досыпала? все плавала?)


да, качало на волнах)))