Больше рецензий

9 января 2019 г. 17:20

248

2

Единственное, что мне понравилось в этой книге, - подземный мир. Ради красивых описаний Каверны (подземного города), собственно, я и читала, если бы не это - бросила бы книгу, не добравшись до середины.

Морализаторство не просто портит историю, - оно её убивает. Нехитрый авторский посыл “лицемерие - это плохо” торчит из-под неё, как металлический каркас из-под рекламного щита.

Стереотипы. Их в книге не просто много, - они здесь ходят табунами, как кони в чистом поле, и чувствуют себя столь же вольготно.

В основе сюжета лежит стереотип “плохие люди лицемерят, а у хороших все мысли и чувства отражаются на лице”.

ГГ из “хороших”, - по её лицу можно читать, как по книге, потому что она пришла в подземелья из верхнего (нашего) мира. (Такой сюжетный ход вызвал у меня недоумение. Что, в нашем мире у людей можно всё-всё прочитать по лицам? Да вы телепат, автор).

ГГ - стереотипная девочка, образ которой кочует из книги в книгу уже хреналлион лет. Она потеряла родителей. У неё яркие рыжие волосы и зелёные глаза. Она очень эмоциональна, впечатлительна, по-детски непосредственна, а главное - открыта и честна, - что на уме, то и на языке. Она частенько говорит людям “правду в глаза”, например, такую:

– Ваше лицо похоже на большую булочку!

Или такую:

– Ты пахнешь как мой кролик.

Героине при этом не 3 и не 4 года, - ей 12 лет. (Кто сказал “тупая, как хлебушек“? Что вы, как можно!) Она ведёт себя так, потому что свободно выражает Настоящие Чувства, а это прекрасно. Все окружающие героиню люди - лицемеры и бесчувственные сухари. И только она одна сияет, как бриллиант… ну, в общем, понятно.

Способность выражать чувства (вернее, отображать их на лице) в подземном мире - сверхценность. Люди готовы платить огромные деньги, чтобы выкупить ГГ и забрать её к себе домой. Сначала её покупает местный богач-винодел, а потом - правитель подземного города - Великий Дворецкий. Этот старик, который давно пресытился впечатлениями и может ощущать только скуку, заново обретает чувства, глядя на лицо ГГ. (Лицо девочки - её богатство, а эмоциональность - высшая добродетель. Никогда такого не было, и вот опять :-)).

Ещё один стереотипный персонаж - мальчик, помогающий “деве в беде”. Во многих книгах Хардинг (за исключением цикла “Хроники расколотого королевства” и книги “Песня кукушки”) есть мальчик на несколько лет старше (иногда друг, иногда старший брат), обладающий “жЫзненным опытом”, который опекает девочку, помогает ей, учит уму-разуму, и при этом относится к ней не как к равной, - смотрит свысока.

– Глупая курица, – пробормотал Эрствиль.

А что же девочка? А ничего. Она молчит. Такое обращение с собой она, похоже, считает нормой.

«Конечно, я врал тебе все эти годы, – мысленно обращался он к Неверфелл. – По той же причине, почему сегодня сказал правду. Ты мой единственный друг, глупая ты курица»

Это не дружба. Это что-то из той же области, что и “курица не человек, баба не птица, бьёт - значит, любит, презирает - значит, дружит, свобода - это рабство, война - это мир”.

Ещё немного стереотипов. Похоже, высокий рост для автора - нечто сверхценное. Она 1500 раз повторяет, что героиня “для своего возраста высокая”. ГГ находит подружку - Зуэль - девочку такого же роста, - высокую, стройную, белокурую аристократку в прекрасном платье с серебристыми звёздами на рукавах, - то есть ровню себе, - яркой, рыжеволосой, зеленоглазой, высокой, стройной... ну, в общем, вы поняли. Другая девочка, Боркас, пониже ростом и пополнее, - "поплоше", - интересует ГГ куда меньше и остаётся на заднем плане. Позже героиню берёт в свой дом аристократ Максим, - он сам и вся его родня высокого роста, выше всех в округе, и ГГ от этого в восторге. Все аристократы в книге высокие (этим и прекрасны), а беднота небольшого роста, - чем беднее, тем ниже.

Надо ли говорить о том, что родная мать ГГ была такой же - высокой, стройной, яркой, рыжеволосой, зеленоглазой... не чета недомеркам-нищебродам, живущим в подземном городе? На обложке не помешала бы наклейка: "Эта сказка только для высоких. Все остальные - проходите мимо. Вы чужие на этом празднике жизни".

Комментарии


Недавно ознакомился с игрой «КАВЕРНА. ПЕЩЕРНЫЕ ФЕРМЕРЫ», где представляли персонажей игры как гномов-фермеров, и мне вспомнился Ваш комментарий.

Почему там на росте был акцент? Потому что жители подземного города - это скорее гномы, и поэтому они низкие. А главная героиня - человек из верхнего мира. Ну, это как если бы из Властелина Колец к гномам попал человек или эльф. Поэтому понятно, что она высокая для 12 лет.

Ну, еще у

был описан мир, где людей создавали из пробирки, разные классы, и альфы были высокие, а беты и дальше были низкие. И один из героев, альфа, был низким из-за того что по ошибке когда он был на стадии эмбриона, ему случайно подлили спирта в пробирку. И страдал из-за своего роста.