Больше рецензий

8 января 2019 г. 12:04

970

3

Когда автор ставит перед собой амбициозные цели, всегда бывает любопытно посмотреть, какими путями он движется к их достижению (даже если иллюзорность этого самого достижения вполне очевидна).

Цели Ненацкого в «Соблазнителе» звучат громко: предложить новое понимание любви, снять противоречие между чувственной и романтической любовью, создать образ Дон Жуана нового типа.

Для воплощения замысла Ненацкому понадобился протагонист о трех головах: писатель Генрик, «идейный руководитель проекта», и два его альтер эго: доктор Ганс Йорг, носитель «физиологического редукционизма», призванный избавить молодежь от ненужных романтических иллюзий, внушенных в первую очередь классической литературой, и фотограф Мартин Эвен, тот самый совестливый Дон Жуан, который соблазняет женщин исключительно с целью избавить их от неврозов и вернуть им веру в любовь и счастье.

«Творческий метод» Эвена достаточно прост: надо понять, какого именно мужчину желает встретить та или иная женщина, и стать для нее тем самым мужчиной, пустив в ход «Прекрасное Искусство Соблазнения». Похождения Эвена занимают значительное место в романе, но стать по-настоящему увлекательными им мешает то, что они – главным образом иллюстрации к теоретическим построениям Генрика. Эмоциональным же центром романа становится тот пыл, с которым Генрик пытается вывести на чистую воду едва ли не всех известных писателей – от Шекспира до Ромена Гари, впадая при этом в завиральное теоретизирование и приходя к весьма курьезным выводам, – именно так обсуждается упомянутая в аннотации проблема писательской ответственности. Все это, мягко говоря, не слишком убедительно, несмотря на попытки подвести под эти рассуждения психиатрическую базу, за которую в романе отвечает Ганс Йорг.

Книга была написана в 1978 году и, наверное, в момент выхода в Польше она могла восприниматься как свежее и смелое слово, но сейчас все это выглядит грубовато и архаично.