Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

29 декабря 2018 г. 10:47

1K

3 Про "бабье"

Цикл "Смерть на брудершафт" вообще слабенький. Я его воспринимаю, как своеобразный запуск чего-то похожего на фандориниаду. Видимо, надоел Фандорин Акунину, и тот стал в ускоренном темпе строчить однообразные повести об Алексее Романове, человеке в чем-то со схожей судьбой. То есть, жил себе обычный гражданин Российской Империи, но волей обстоятельств стал и разведчиком, и агентом, и сыщиком, и вообще на все руки мастером.
При этом сам Алексей вполне вменяемый и даже интересный персонаж.
Цикл пора было заканчивать, и Акунин решил объяснить, почему Романов решил перейти к "красным".
По сюжету идет первая мировая, Временное правительство обеспокоено падением духа в войсках и решает вдохновить солдат тем, что в бой идет так называемый женский батальон. Расчет был такой, что мужчины увидят, как воюют женщины, устыдятся и сами пойдут в бой.
А Романов, со своим богатым военным опытом (который не такой уж и богатый, но автор в одночасье сделал из него бойца-супермэна) должен быть кем-то вроде консультанта.
Разумеется, как оно и бывает, любовь найдет свое место даже на фронте. Романов находит себе очередную пассию, всю такую одухотворенную и интеллигентную барышню по имени Саша.
Также в книге действуют слегка карикатурные и немного картонные большевики во главе с типичным пролетарием Гвоздевым. Пролетарским его делают манера речи, словечки вроде "контра", "буржуи", постоянное стремление покурить. Не хватает только кожаной куртки, хотя, может, она на нем уже висит, вместе с маузером на ремне.

0:34

Большевики саботируют войну, по всем известным причинам. Многие в России понимали, что война эта никому не нужна, что нам эти Боспор и Дарданеллы никуда не впились, что нужен мир.

Нам с вами немецкие солдаты не враги. Они такие же крестьяне и рабочие. Не по своей воле в окопах гниют. А враги наши — генералы и офицеры, кто ради своих буржуйских прибытков нас с немецкими нашими товарищами друг на дружку натравливают. Мы, большевики, порешили: пролетарской крови больше не литься. Не надо нам никакого наступления. Хотел я предупредить немецких товарищей. Пусть покажут, что их врасплох не возьмешь, что они готовы к обороне. И не будет боя. Командир дивизии сказал: если немцы из окопов не оттянутся, в атаку не пойдем. Нужна вам, товарищи, та атака?

Косноязычно, но весьма разумно. Конечно, Ленин бы объяснил лучше, чем бывший рабочий. Но Акунину не нужны объяснения Ленина, ему нужно показать, что большевики - предатели Родины.

— Идиоты! — Романов рванулся, сбросил с себя тех, кто держал его за плечи. — Вы наступать не станете, так немец сам на вас попрет! До Москвы дойдет, до Питера!

То есть, Акунин пытается нам показать, что немцы были такой же угрозой, как во время Второй мировой, что если дойдут они до Питера, то... что? Построят концлагеря? Всех расстреляют? Это же не была война на уничтожение.
Сюжет книги подозрительно напоминает сценарий фильма "Батальон" на ту же тему. Даже персонажи похожи, разве что прототипа Романова вроде в фильме нет. Не могу понять, кто у кого украл.
Конечно, все кончается "последним и решительным боем".

Сначала бабье колупалось возле окопов, суетясь и размахивая руками. Наконец, кое-как рассыпались в цепь, побежали, виляя бедрами.

Это цитата из речи автора. Ну, бабье - самое то слово для описания женского батальона. Очень почтительно и вызывает сочувствие.
В бою, помимо Романова, участвует самый настоящий генерал Бжозовский (которого НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО). Один, без своих солдат мужского пола. Н, как бы настоящий офицер, не отсиделся в окопах... Жаль только, что у него нет реального прототипа, поэтому как-то не цепляет.
Ну, и в бою ожидаемо убивают возлюбленную Романова, которую совсем не жалко, потому что люди с суицидальными наклонностями не вызывают сочувствия. Если у человека нет инстинкта самосохранения, и при этом человек не способен принести пользу, ну чего тут жалеть?
Тут на поле боя появляется большевик Гвоздев.

— Дурак ты дурак, — горько сказал Гвоздев, снимая фуражку. — Добился своего, захватил канаву? Какую принцессу загубил. Всю жизнь каяться будешь.

Ну, а потом в эпилоге мы видим, что Романов служит у красных.
То есть, оказывается, на Романова повлиял тот факт, что по вине Временного правительства в армию набрали "бабье", и это показалось ему самым страшным преступлением, и ТОЛЬКО ПОЭТОМУ он решил послать к чертовой матери свою службу и перейти к большевикам.
Идеология? Экономика? Классовая борьба? нет, это неинтересно. Все это слишком сложно для автора и читателя.
Видимо, по Акунину, большевики от Временного правительства только и отличались, что одни были против войны, а другие за. И огромное количество офицеров, несмотря на классовые различия, стали красными, получается, только потому, что им не очень нравились Временное правительство и тем более царь Николашка?
Так себе мотивация! Такое сойдет для прочтения разве что выпускницам института благородных девиц. Они всплакнут и пробормочут что-то жалостливое о разрушенной любви.

Комментарии


Цитата , начиная со слов "Бабьё колупалось у окопов" - не прямая речь Акунина, а восприятие глазеющих на атаку солдат, что ясно показано в тексте.
Врать нехорошо, г. Бэд Комедиан


Ничего это не меняет. Возникло это восприятие в тексте благодаря автору. Без каких-то весомых причин.


Вы напрасно приписываете слова персонажей автору. Да, Романов говорит, что немец попрет до Питера, но это не есть точка зрения самого Акунина. Уж сколько раз писатели просили не считать, что в лице всех персонажей они говорят от себя - нет, почему-то иные читатели считают, что главный герой (да если б только главный!) непременно говорит устами автора и только автора... ))


Кому-то я уже отвечал на вопрос.
Практически все главные герои Акунина отражают его восприятие мира, его политические взгляды. Даже если в начале это не так,, и даже если это что-то противоположное (например, главный герой - православный патриот), то герой все равно меняется к концу произведения и начинает разочаровываться в своих идеях и понимать, что либерально-антисоветский взгляд Акунина ему ближе.
То, что персонажи у него разные, разных профессий, возрастов, полов и имеют разные цели в своей жизни, никоим образом у Окуня этому не противоречит. Неважно, какой герой - циничный он, романтичный, вор или детектив - он может исповедовать одни и те же идеи.
Потому что идея Окуня - это индивидуализм в чистом виде, причем максимально упрощенный. Индивидуум выше общества, он всегда знает лучше, а если что не так, ему внутри голос подскажет - таковы герои Окуня. Таким идеям могут быть привержены люди вообще любых эпох, любых профессий.
Если кто-то у Окуня придерживается чего-то другого, его обязательно автор хорошенько пнет или унизит, и мы это обязательно почувствуем.