Больше рецензий

28 декабря 2018 г. 17:00

501

4

Обратила внимание на данную книгу в подборке вышедших книг, и сразу решила для себя – мне надо. Художественных произведений про тему травли много, а вот нон-фикшена с приведением результатов исследований я еще не встречала. Несмотря на важность темы у нас ей практически не уделяется внимания. За все время обучения на факультете психологии мы ни разу не касались темы травли (разве что косвенным образом можно связать свидетелей травли и конформизм). Быть может, для будущих педагогов освещают эту тему более подробно.

Из книги можно узнать:

- определение понятие травли, которое дает автор (в психологии все сложно с едиными определениями понятий - их просто нет, так как каждое направление науки, как правило, дает свое собственное);
- что является травлей, а что к ней не относится;
- кем являются действующие лица – агрессор, жертва, свидетели, которые якобы ни при чем, защитники, и что такое "круговая порука";
- какую роль может сыграть воспитание для формирования у ребенка той или иной роли;
- советы о том, как следует реагировать на травлю, если ребенок оказался в любой роли из вышеперечисленных;
- советы о том, как могла бы помогать в предотвращении травли школа.

Но следует учитывать, что книга написана про США, где проблему травли изучают и ею занимаются. И законодательный уровень у них совсем другой (после книги стало понятно почему именно он у них такой). Проблема в том, что у нас этим почти не занимаются и не придают травле особо значения. Когда мы проходили практику в Центре толерантности при Еврейском музее, привели класс из интернациональной школы на экскурсию. В классе были дети из мусульманских семей и только одна русская девочка (о чем думали родили?). На травлю обратили внимание не школа, не учитель (который просто игнорировал происходящее), а экскурсовод. Мне бы хотелось надеяться, что не во всех школах так происходит, но что-то мне подсказывает, что проблема травли у нас никак не регулируется и со стороны школы ждать помощи не приходится. Еще одна серьезная проблема – очень странная позиция общества обвинять жертву в случившимся с ней. Быть жертвой сейчас почему-то позорнее. Дело не только в стыде жертвы, но и в том, что общество часто оправдывает именно агрессоров. Жертва сама виновата, сама провоцировала агрессора своим поведением. Чем интересно? Тем, что таким человеком родился? Что же касается поведения, то тоже спорно. Задумывалась ли жертва о последствиях своего поведения? Вот только люди в большинстве своем не предсказатели – у них нет способности предугадывать будущее. Можно лишь строить предположения, исходя из своего личного опыта, но что если его пока нет? Кроме того - а сам агрессор задумывается о последствиях своего поведения?
Не могу утверждать, насколько методы, предлагаемые автором, актуальны для нас, но все же советы по воспитанию детей можно взять на заметку. Прочитать книгу было в любом случае полезно.

Комментарии


О, жертва у нас всегда виновата, не только в случае с травлей в школе. Изнасиловали? Не так оделась. Украли сумочку? Надо было по карманам вещи рассовать. По внутренним. Летом. Заболел раком? Это в тебе клетка эгоизма разрослась. Спидом? Так у тебя наверняка был секс до брака (какой ужас! Да как ты мог в 21 веке-то!).
В нашем чудесном городе девочку с раком легких полгода врачи лечили от бронхита. И кто был виноват, когда она умерла и вскрытие показало...? Ну конечно убитая горем мать девочки! Почему не повела дочь к платным врачам, а понадеялась на государственную больницу?


Похоже общество становится все более жестоким, и в нас все меньше человечности остается :(