Больше рецензий

24 декабря 2018 г. 19:00

697

5 Cogito ergo sum

“Чувства приходили постепенно, сперва от эмоционально наполненных немых фильмов в старой библиотеке, потом от стихов, романов, биографий, исторических и практических книг, которые я читал. Все эти книги — даже скучные и почти непонятные —помогли мне яснее понять, что такое быть человеком”.

В университете Огайо Уолтер Тевис заметил, что грамотность студентов заметно упала. Это легко в основу его антиутопии “Пересмешник”, действие которой происходит в Нью-Йорке 25 века.

Совершенно другой мир, намеков на который, к моей радости, мы пока не наблюдаем. 25 век стал временем, когда люди превратились в подобие самих себя: они не умели думать, анализировать, наблюдать логические связи. Вся их жизнь заключалась в единении с самим собой: “одному быть лучше” — вот их лозунг. Любое вмешательство извне они обрывали, принимая таблеточку, уносящую их в мир спокойствия.

Книги запрещены. Читать — преступление. Не такое, как в книгах Брэдбери, здесь все проще, но страшнее. Мир умирает. Все на планете ломается, но не чинится. Одна ошибка компьютера привела к почти вымиранию человечества.

Люди впали в спячку, которую не в силах никто остановить. Декарт писал: “Я мыслю, а значит существую”. Эта цитата просто идеально подойдет к роману Тевиса.
Я бы привела и Сартра:
Для экзистенциалиста человек потому не поддаётся определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы её задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает.