Больше рецензий

Rosengold

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 декабря 2018 г. 15:50

808

5 Да здравствуют трусы, они умеют мыслить логически!

Александр Дюма-отец оставил после себя огромное литературное наследие, недаром он является одним из самых читаемых французских авторов (в данном случае не имеет значения, писал он сам или в соавторстве, либо же переделывал чьи-то труды). В своих романах он затрагивал интереснейшие эпизоды французской и мировой истории, такие как религиозные и наполеоновские войны, Великая Французская революция, царствование потомков Генриха IV и другие. Он играючи вписывал вымысел в события, которые имели место в реальности, а иногда и подгонял эту самую реальность для достижения своего замысла. Благодаря мастерству Дюма-старшего известные исторические личности оживают на страницах его произведений и становятся ближе к читателю.
Из-под пера писателя вышли как знаменитые храбрецы-мушкетеры и загадочный граф Монте Кристо, так и горячо мной любимые последние представители династии Валуа и Генрих Наваррский, еще не ставший королем Франции. Вот о них и повествует цикл под названием "Гугенотские войны" и в частности "Графиня де Монсоро". Будучи непосредственным продолжением "Королевы Марго", роман можно считать и отдельным произведением. Здесь на первый план выходят граф де Бюсси и его возлюбленная Диана. Но трагическая, как водится у Дюма, история любви переплетается с приключениями и политическими интригами. Не менее интересны сами предательства и разоблачения особ королевской крови и их приближенных, служащие фоном для главной сюжетной линии, а может даже и более интересны, так как являются переложением известных фактов.

— А! Вы хотите моей смерти? — горестно сказала Екатерина. — Что ж, пусть будет так, я умру, как и подобает женщине, дети которой убивают друг друга у нее на глазах.
Само собой разумеется, Екатерина не испытывала ни малейшей охоты умереть.
— О! Не говорите так, государыня, вы разрываете мне сердце! — воскликнул Франсуа, сердце которого вовсе не разрывалось.

Итак, XVI век, прошло шесть лет с событий, описанных в "Королеве Марго", на французском троне успешно воцарился Генрих III. Безвольный и изнеженный король проводит свое время если не в празднествах и гуляниях, то в напускной религиозности и бичевании себя и своего двора. Он расточает свои симпатии на миньонов, стравливает их с приверженцами своего брата Франсуа, герцога Анжуйского. Тот, по своему обыкновению, строит козни и участвует в заговоре с целью занять трон. Заговор этот организован лотарингскими принцами, создателями Первой Католической Лиги для борьбы с гугенотами, и тоже желающими завладеть короной. Замешанными оказываются главный ловчий граф де Монсоро и приятель королевского шута монах Горанфло. Так же на периферии повествования мелькают хорошо знакомые по предыдущему произведению Екатерина Медичи и фигура этакого проклятья рода Валуа Генриха Наваррского, что вынашивает свои тайные замыслы, и снова уходят в тень. В борьбе же с узурпаторами на выручку недальновидному королю приходит вышеозначенный шут Шико, на деле человек благородный и умный. Он много знает и везде успевает, разоблачает предателей, острит и балагурит, и именно он, по сути правит королевством.

— Позволь сказать тебе, сын мой, — продолжал Шико, — ты весьма поздно заметил, что в своем королевстве ты не более чем седьмой или восьмой король.

Между тем, бесстрашный Бюсси, состоящий на службе у герцога Анжуйского, попадает в переплет с участием фаворитов короля и влюбляется в свою спасительницу Диану де Меридор. Вскоре выясняется, что его дама сердца вынуждена была спасаться от притязаний брата короля и вышла замуж за главного ловчего, который сам эту ловушку и подстроил. В дальнейшем Бюсси и Диане, уже графине де Монсоро, приходится скрываться от ревнивого мужа и вероломного принца. Волею случая их судьбы вплетаются в разворачивающиеся события.

— Ну как, — спросил герцог, — решился ты наконец? Может быть, ждешь, пока я не поручусь своим словом принца?
— О нет, — сказал Бюсси, — ваше слово принесет мне несчастье.

Александр Дюма-отец — волшебник моего детства. С младых ногтей, как говорится, я пропитывалась романтизмом его историй, сопереживала героям и прониклась большой симпатией к тем или иным личностям минувших эпох. Произведения писателя не потрясают воображение, не пробуждают кипящей умственной деятельности, от них не стоит ждать исторической достоверности, но однако они настолько увлекательны, что, прочитав пару абзацев, остановиться можно только перевернув последнюю страницу. Искрящиеся сарказмом диалоги, пронизанные духом времени характеры, изощренные заговоры, живописные поединки и остроумные персонажи — вот за что я люблю Дюма.

...разве может быть королевство без заговоров? Чем же — кровь Христова! — будут, по-вашему, заниматься сыновья короля, братья короля, кузены короля, если они перестанут устраивать заговоры?