Больше рецензий

Arlett

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 декабря 2018 г. 13:29

15K

5 История праздника: Петр I, посткроссинг и Дед Мороз

Новый год - один из самых любимых всеми праздников. Он самый красивый - весь город на несколько недель наряжается в праздничные гирлянды и украшения - и щедрый. Покупку подарков можно отнести к ежегодному виду спорта - найди и успей купить. В Новый год должны происходить чудеса, и эти чудеса мы творим сами для своих близких. Каждый из нас в душе немного Дед Мороз или Снегурочка. Наш ритм жизни иногда заставляет забыть о числах в календаре, а стресс крадет праздничное настроение. Чтобы оно всегда было рядом с вами в нужное время, нужно просто взять в руки книгу «История старинного праздника». Прочитав ее, хочется начать охоту за самыми лучшими подарками, накупить елочных игрушек и петард. Обязательно побольше петард, потому что так велел еще Петр Первый. В своем царском указе от 20 декабря 1699 года, который огласили на Красной площади, он приказал отмечать Новый год 1 января в России и «В знак того доброго начинания град Москва должен быть надлежащим образом украшен от древ еловых, сосновых и можжевеловых и оснащен потехами огненными… и кострами. А также должен сопровождаться по сигналу с Красной площади стрельбой из пушек… мушкетов, мелкого ружья и пуском ракет». С тех пор эту традицию соблюдали все монархи.

«История старинного праздника» рассказывает об истории праздника тоном придворного воспитателя - строго, сдержанно, элегантно, но с явной любовь, которую просто неприлично показывать прилюдно, она должна жить только в сердце и душе. Мы узнаем, как постепенно менялась традиция праздновать Новый год и Рождество. Интересно, что во второй половине XIX в., когда городское население встречало Новый год шумно, с хлопушками и шампанским, императорская семья проводила вечер тихо и по-семейному 31 декабря. А вот на следующий во дворце бывал прием.

«В правление императора Николая I Рождество Христово в аристократической, а позднее в городской среде, приобрело черты домашнего семейного праздника, к которому тщательно готовились, не жалея ни времени, ни средств. Дорогие подарки и сюрпризы, поздравительные открытки, игры и лотереи, елочные базары стали непременными атрибутами Рождества, а его главным украшением – наряженная игрушками елка. Она олицетворяла райское древо – христианский символ жизни, процветания и изобилия, поэтому ее увешивали яблоками в золотой фольге – они означали чудесные райские плоды. Рождественские подарки, которые готовили для домочадцев под елкой, напоминали о дарах, поднесенных младенцу Христу волхвами».

Елочные игрушки можно было приобрести у торговцев, но многим нравилось мастерить их самим, создавая тем самым праздничное настроение в доме. А потом Новый год стал основателем праздничного посткроссинга.

Новогодние пожелания адресовали широкому кругу знакомых и родственников. В 1843 году в Германии была напечатана первая рождественская открытка, и вскоре обычай обмениваться поздравительными открытками на Рождество и Новый год широко распространяется в городской среде. Открытки с живописными видами Московского Кремля или изображением петербургских храмов и дворцов украшали традиционной надписью – «С Новым годом». Некоторые имели готовые поздравительные тексты витиеватого содержания, и их рассылали всем, кого хотели видеть среди своих доброжелателей.
Рождественские открытки в то время стали самостоятельным видом печатной продукции, они отличались красочным оформлением, разнообразием сюжетов, отражали модные новинки в дизайне елок и игрушек. На рубеже XIX–XX веков на открытках появляется новый сказочный персонаж – Дед Мороз. В европейских странах его именовали по-разному, он имел немало предшественников, связанных с христианской традицией: в Германии – святой Николай, святой Рупрехт, «Рождественский человек»; во Франции – «Пер-Ноэль», «Отец Январь». Христианский образ доброго волшебника, приносящего дары на Рождество, напоминал о волхвах, пришедших поклониться младенцу Христу, и деяниях святого Николая Мирликийского – щедрого покровителя бедных и нуждающихся. Несмотря на разницу в именах, выглядел этот герой примерно одинаково: высокий старик с белой бородой, в шляпе с широкими полями или меховой шапке, красной шубе или широком красном плаще, отороченном мехом, и с неизменным посохом в руках.
Русский Дед Мороз был собирательным образом и опирался не только на традиции христианства, но и на русский фольклор, народные предания, сказки, литературные произведения. Его прототипами можно считать и Мороза из сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», и некрасовского героя из поэмы «Мороз Красный нос», и персонажа из пьесы А.А. Островского «Снегурочка». В начале XX века Деда Мороза в России уже воспринимали как исконно русское явление, связанное не с европейской традицией, а с народными истоками, поэтому изображали его в крестьянской одежде и придавали его облику национальные черты. Такая трактовка соответствовала актуальным общественным и культурным идеям того времени.

После революции Деду Морозу пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, одно время он был под запретом, но народная любовь творит чудеса. Он вернулся, превратившись из рождественского персонажа в новогоднего. А как же иначе. Это же Новый год!

Комментарии


Книга явно интересная, судя по вашей рецензии. Но действительно ли бумажную версию можно купить только в музейных магазинах Кремля?