Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

21 декабря 2018 г. 02:34

1K

2 Гимн толерантности и феминизму.

Узнал о существовании этой нетленки благодаря голливудской экранизации. Фильм не понравился. Актеры подобрано неудачно. Дэниэл Крейг постоянно напоминал о Джеймсе Бонде и выглядел, как суперагент в отставке. В нем постоянно чувствовалось что-то военно-брутальное, а между тем он просто журналист, который бегает по утрам, чтобы держать форму. Где-то в первой половине фильма показали глав.злодея, и по одной его паскудной роже, по одному выражению лица и каким-то ухмылкам я этого злодея в нем и определил, а между тем его еще следовало изобличить. Это был, конечно, провал режиссера. К счастью, спустя годы я забыл имена героев книги, и для меня изобличение этого же злодея в книге не было каким-то спойлером, рассказанным в фильме, я определил его в романе по другим критериям.
Когда начинал читать книгу, я думал, что поставлю ей 4-ку. Ну, мало ли, бывает, неудачный фильм. Но с каждой новой частью я бесился и хохотал все сильнее и теперь выше двойки оценить сей опус не могу. Это просто какой-то фантастический набор несуразиц, нестыковок, мэрисьюшных персонажей, передергиваний, пафосных "моралей" и нотаций, супертолерантности и т.д.
При этом книга ужасающе длинная для такого жанра (детектив). У меня на телефоне свыше 800 страниц.
Язык автора беден. Диалоги унылые. Герои говорят на литературном языке, без малейших специфических индивидуальных отличий. Речь связная, грамотно построенная, но так в жизни люди не общаются, не роботы же. Есть два режима речи - деловой стиль и стиль психолога. Во время делового стиля герои обсуждают свои планы, экономическую ситуацию в стране, итоги детективного расследования. В стиле психолога они доверяют личные проблемы, занимаются самокопанием. Эмоции им, конечно, свойственны, но автор изображает их сухо и деловито. Вроде "раздраженно сказал", "вспылил", иногда может поставить в конце прямой речи скромный восклицательный знак.
Еще автор обожает экспозиции. Из них состоит, наверно, четверть всего произведения. Вот появляется какой-нибудь герой (главный и второстепенный). Не успевает он дать реплику или совершить действие, как тут же автор излагает биографию или ее часть. Одна страница, вторая, третья... все, узнали, где он учился, где родился, с кем рос и с кем спал. Возвращаемся к основному действию. Тут же появляется еще один персонаж, они начинают диалог, и теперь надо рассказывать о втором персонаже. Еще несколько страниц биографии. Они упоминают какое-то событие. Тут же автор начинает рассказывать о событии.
Я не могу просто понять, почему автор не способен такие вещи пересказывать через диалог?! Почему он не может добавить немного динамичности и кинематографичности? Зачем превращать детектив в такую тягомотину с бесконечными экспозициями? Со временем в книге таких моментов становилось все меньше и меньше, и автор все реже отвлекался от сюжета, но это и логично - к концу книги, слава разуму, обо всех персонажах уже успел рассказать.
Еще автор любит все разжевывать. Там, где читатель мог бы догадаться и сам или просто подумать, автор тут же погружает нас во внутренний мир персонажа и подолгу объяснять, почему он это сказал или сделал, что он подумал при этом и почувствовал. Черт побери, да дай же читателю хоть немного поработать своей головой! Тем более если претендуешь на психологизм! Без всего этого книга была бы намного короче и лучше. Впрочем, и без этих художественых недостатков лично в моих глазах она на дне
----------------------ПЕРСОНАЖИ------------------------------
Основных всего два. Да, там много персонажей, с которыми они взаимодействуют, но в общем книга написана ради жизнеописания всего двух героев - Микаэля Блумквиста и Лисбет Саландер.
Микаэль Блумквист. Журналист, который по сути является главной звездой либерального журнала "Миллениум". Весь из себя красивый мужчина сорока лет, на него вешаются женщины, умный, с чувством юмора (обычно не показывает, но как бы считается, что оно есть), с хорошими манерами - в общем, весь из себя такой идеал, каким его видит автор. Микаэль имеет отношения с владелицей журнала по имени Эрика. Эрика замужем, но не скрывает от мужа, что трахается с Микаэлем, потому что... ну, как бы свободные отношения, это надо, по мнению автора ,Уважать. Видимо, из этого романа возникло понятие "шведская семья" (действие, забыл упомянуть, происходит в Швеции).
Микаэль имеет проблемы с законом из-за того, что написал клеветническую заметку о мошенничестве местного миллиардера Веннерстрема. Понятное дело, что Микаэля подставили, а Веннерстрем в самом деле злодей из злодеев, но теперь ему светит штраф и маленький трехмесячный срок заключения. Однако нанесен удар по репутации его и журнала.
Вроде бы важный персонаж, а сказать-то больше-то и нечего. Переходим ко второму, в честь которого назван роман.
Лисбет Саландер. 25 лет. Выглядит неформалом, вся в пирсинге и татуировках. Она социопатка, плохо сходится с людьми, но зато хорошо разбирается в компах и в целом как бы непризнанный гений.
В 25 лет она все еще имеет опекуна за своим имуществом, потому что в свое время ее признали умственно отсталой. Почему? Ну... просто так получилось. Эта девушка с детства не подпускала к себе врачей и психиатров, и они просто писали ей, что она больная.

Журнал ее поведения был к этому времени полон отягощающих определени, таких как "интроверт", "социальная заторможенность", "отсутствие сопереживания"...

Оказывается, у Стига Ларссона интроверта кто-то может счесть больным человеком! Пора бы и мне получить справочку, может, инвалидом признают.
При этом Лисбет абсолютно не пытается доказать, что это не так! Почему?! Да просто... ну, понимаете, она не такая, как все! Это мы, "обычные люди", пытаемся сосуществовать друг с другом, но такие люди... нет, сверхлюди, ка Лисбет Саландер, лучше нас, мы просто их не понимаем! Старо, как мир, в общем. Почему-то у меня не возникло восхищения перед ее удивительной независимостью и непохожестью на других. Тем более что ее нежелание доказать, что она здорова, просто слегка замкнута, вызывает проблемы.

Лишение человека контроля над собственной жизнью, то есть над банковским счетом, является одной из самых унизительных мер, какие только может применить демократия, особенно когда речь идет о молодежи. Это позорно, даже если цель такой меры считается благой и социально оправданной.

Но эта мера не просто считается, она действительно является социально оправданной! Что, если человек в самом деле антисоциален, опасен, болен?! Что, если над ним нужна опека? Неужели и в этом случае нужно давать ему свободу распоряжаться деньгами? И почему речь только о счете? То есть, можно держать человека взаперти, но давать ему деньги? Автор со своим либерализмом просто уже с ума сходит, не знает, что придумать, к чему прицепиться в этом несправедливом мире.
Ее опекун, адвокат, распоряжающийся ее имуществом, решил выдавать ей деньги только за оказание ему с ее стороны интимных услуг. Сначала он принуждает ее к оральному сексу, и наша непохожая на других девушка не без небольшого отвращения это делает.
Но у себя дома Лисбет проникается обидкой и решает отомстить. Она мастер по сбору компроматов, взлому компьютеров, систематизации информации. И она приходит к нему домой снова с твердым желанием ему отомстить, а заодно собрать компромат и на него. Но вместо этого...
Тут феминистки, либералы, моралисты накинутся на меня, но я изволил очень долго смеяться в этом моменте. Да, это нехорошо, но автор виноват сам. Ему не стоило подвергать свою Мэри Сью таким унижениям.
Итак вместо этого гордую и независимую женщину пристегивают к кровати и анально насилуют. Почему-то не жалко. Всю ночь ее трахают, вставляя ей в данные от природы отверстия разные предметы, а потом опекун ее предупреждает, что не стоит обращаться в полицию, все равно ей никто не поверит.
И ТУТ Я ОХРЕНЕЛ!!! Как ей может никто не поверить?! Она же теперь даже сидеть не сможет и лежать на спине! Любой судмедэксперт, глянув на ее задницу без трусов, определит, что она подвергалась изнасилованиям. На ее теле может быть его сперма. Он хранит свои игрушки прямо у себя в комоде! В своем гребаном доме!!!
Да, она не заявляет в полицию, но не потому, что повелась на угрозы адвоката, а только потому, что она гордая, а еще она не любит полицейских. Вот только из-за этого. ВСЕ! Не из стыда, не из страха. Стыда у нее особо нет, у нее в жизни, как сообщает автор, с 15 по 25 лет было около ПЯТИДЕСЯТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ, разного пола причем! То есть она уже видала всякое.
Хорошо, она не заявит в полицию, но адвокат этот, который и раньше такое практиковал, откуда мог это предполагать, что она в полицию не заявит?!
Пользуясь своими хакерскими способностями, Лисбет, мечтающая отомстить за унижение, узнает следующее:

Он обладал безупречной репутацией. Адвокат Бьюрман ни разу не прокололся"

Ни разу не прокололся, а потом анально надругался над ВЗРОСЛОЙ девушкой, предоставив ей возможность в любой момент заявить на него в полицию и предстать перед законом?!

0:07

Автор, ты что идиот?!
Разумеется, Лисбет ему мстит. С помощью электрошокера пристегивает его к кровати и сама его насилует с помощью инородных предметов, а затем шантажирует. Теперь он в ее руках.
То есть, ради того, чтобы доказать, что женщина может наказать плохого и злого насильника, порадовать феминисток, автор натянул сову на глобус, сделал из адвоката какого-то неуравновешенного дебила, а из Лисбет - эталон женщины, которая может за себя постоять. Увы, нет, не верю. Фальшиво, притянуто за уши.
Да, много раз упоминал, что Лисбет мастер взламывать все, что можно. К сожалению, здесь все плохо. Автор был уже немолод, когда строчил эту книгу, и его знания о компьютерах вряд ли превосходили знания и представления обывателя. При этом тему хакерства он освещает подробно, но делает это так наивно, бесхитростно и дилетантски, что рука невольно тянется к лицу.
Лисбет собирает компромат на людей с помощью... ВСЕМОГУЩЕГО ГУГЛА! Гугл - это панацея от всего и пример наглого продакт-плейсмента на страницах произведения. Упоминает этот сайт автор не просто как "гугл", а полностью пишет его адрес www.google.com. Видимо, чтобы читатель нашел его, если еще о нем не знает. Им пользуется и "идеальный мужчина" Блумквист (потому что он идеальный).

"Как же мне поступить" - призадумалась она, а потом включила компьютер, зашла на www.google.com и сделала запрос. Это был самый примитивный из доступных вариантов поиска, но, к своему изумлению, Лисбет сразу получила неплохой результат.

Бекмамбетов со своими рекламами в фильмах отдыхает! Такого наглого продакт-плейсмента я еще не видел! Кто б сомневался, что ГУГОЛ даст неплохой результат, чем изумил даже Лисбет. Забегая вперед, скажу, что и детективному расследованию тоже помог великий гугл.
Продакт-плейсмент касается не только гугла. Автор любит подчеркивать, какой косметикой, какими духами пользуются главные герои, что они носят, в каких машинах ездят.

"Улегся в постель дочитывать детектив Вэл Макдермид. Развязка книги оказалась жуткой".

Даже коллег по цеху автор пиарит! И эта Макдермид существует, жива, ей 63, она пишет книги и благодарна Стигу Ларссону за такую рекламу.
Лисбет славится тем, что может, не выходя из дома, через интернет найти информацию даже о личной жизни человека. Вот это меня удивило. Дело в том, что книга была написана в начале 21 века, и тогда не было фэйсбука, контактика, других соц.сетей. Интернет был довольно унылым на фоне нынешнего времени, даже, как я предполагаю, в благополучной Швеции. Сейчас мы можем зайти в чей-то инстаграм и увидеть, чем занимался человек на выходных, из этого можно сделать вывод, с кем он спит, что он пьет и ест. Но тогда интернет ограничивался скучными форумами с жесткой модерацией, веб-чатиками с россыпью смайликов, Живым Журналом. Люди этого уже не помнят. Так что я бы посмотрел, как Лисбет что-то бы находила в таких условиях.
Если у Лисбет не получается влезть в чью-то личную жизнь, ее спасает всемогущий взлом. Взламывает она в рекордно быстрые сроки. В книге постоянно пишутся вещи вроде: "ей понадобилось на это три минуты", "она получила доступ ко всей его базе данных через шесть минут" (неточные цитаты). Ну, здесь вроде как бы стоит впечатлиться и сказать, что она гений, но, видимо, автор даже приблизительно не представляет себе, что такое взломать чужой комп. Для начала начнем с того, что если комп выключен (просто выключен), его не взломаешь. Можно влезть в чужую почту, в чужой аккаунт, потому что данные лежат на каком-то постоянно работающем сервере, но чужой жесткий диск... Да и взлом почты не делается с помощью каких-то чудо-программ за пару минут так же легко, как мы находим видео на ютубе. Это рискованный и кропотливый процесс, зависящий от многих нюансов. Можно подобрать пароли с помощью программы, можно отправить какую-нибудь вредоносную ссылку, можно оставить на чужом компе программу для перехвата паролей - но все это требует ВРЕМЕНИ! Может статься так, что е-мэйл даже какого-нибудь жалкого доверчивого школьника не получится взломать ни при каких обстоятельствах - сложный пароль, подозрительные ссылки не открывает. Никакой гений Саландер не позволит решать такие проблемы очень быстро.
Еще уморительно, что герои пользуются для общения только е-мэйлом. Да, это было давно, но скайп тогда уже существовал. Да и аська тоже.
Автор написал бред, достойный разве что домохозяек, плохо знающих о том, что творится в мире и как устроен Интернет.
Но в книге, разумеется, главной героине подвластно все.
-------------------------СЮЖЕТ------------------------------------------
Микаэля Блумквиста приглашает к себе богатый старичок Хенрик Вангер. За солиднейший гонорар и помощь в борьбе со злым миллиардером Веннерстремом он делает предложение, от которого сложно отказаться - написать хронику жизни его семьи и расследовать убийство его племянницы Харриет, пропавшей почти 40 лет назад.
Микаэль тут же делает замечание, что, может, ее не убивали, а она сбежала, потому что в семье Вангеров все ненавидят друг друга. Какая-то часть семьи потомки нацистов, какая-то просто ублюдки. Тут Хенрик чешет голову, но все равно тупо стоит на том, что уверен, что ее убили. Почему такое упрямство? Ну... просто. Чтоб увести читателя по ложному пути, к примеру.
Микаэль должен поселиться неподалеку, копаться в архивах, расспрашивать людей (а-ля доктор Ватсон в "Собаке Баскервилей). Он заводит разные приятные и неприятные знакомства. Встречает учительницу Сесилию Вангер, вроде как симпатичную женщину с большой грудью. Есть, правда, маленький нюанс - ей 56 лет. А у женщин такого возраста реально большая грудь означает так же, что большое и рыхлое у нее вообще все, и даже щеки (исключения редки). Она давно развелась с мужем, и у нее нет секса три года (что только косвенно подтверждает ее внешнюю неопрятность и запущенность), поэтому она предлагает Микаэлю с ней переспать. И он принимает ее предложение, и они регулярно трахаются. Здесь я не понял, геронтофил ли он или просто такой сексоголик, что ему все равно, на кого залезть, хоть на жирную старую бабищу?!
"Пересыпания" описываются так. Он приходит к ней под вечер. Они трындят, пьют чай, потом либо она прямым текстом говорит ему идти в постель, либо просто раздевается. Потом автор деликатно переходит либо на следующее утро, либо к другой сюжетной линии. И так происходит раз пять, наверно, не меньше!
Я хотел заорать автору, что уже понял, что они регулярно спят друг с другом. Мало того, что эти отношения вообще не двигают сюжет, так еще их упоминания просто повторяют друг друга и отнимают у читателя лишнее время!
В книге вообще много секса, но при этом полностью отсутствуют описания постельных сцен. С одной стороны, это хорошо, что нет описаний сношения Микаэля с этой пенсионеркой. С другой стороны, это выглядит странно - секс вроде как бы есть, но его как бы и нет. Автор словно старался влезть в какой-то возрастной рейтинг, что ли. Иногда даже интересно, что там умеют такого в постели подружки Микаэля. Или что он сам такого умеет, что они так к нему липнут. Но нет... Зато если уж кого-то насилуют, то тут все в подробностях. Видимо, нормальный секс автора не особо интересует.
Расследование немного буксует, и тогда Микаэлю предлагают в помощницы Лисбет Саландер. Микаэль впечатлен тем, что она взломала его комп и узнала все о его жизни. Они даже симпатизируют друг другу. Ну... и трахаются, конечно. А кто сомневался, что так и будет? Тем более со старушкой у Микаэля наметился разрыв (очень кстати).
Они находят записную книжку пропавшей, и там обнаруживается что-то вроде шифра, какие-то числа, какие-то имена.

"Девушка записала не номера телефонов. Цифры указывали на главы и стихи из Левита, Третьей книги Моисеевой!".

Господи Иисусе! Никогда не было, и вот опять! Этот сраный "библейский" детективный штамп. Сколько можно уже! Сколько фильмов, книг было, где кто-то в числах делал отсылки к каким-то библейским главам/стихам! Это такая заезженная тема, что меня при прочтении аж перекосило, как от кислого лимона.
Оказывается, девушка описывала через цитаты из Ветхого завета, что делали маньяки, о существовании которых она знала, с другими девушками. Видимо, за это знание она и пострадала. Непонятно, зачем ей понадобилось фиксировать это в книжке. Боялась забыть? Тоже какой-то идиотский штамп из второсортного детектива.
Лисбет находит дела об убийствах этих девушек и приводил описание мучений и издевательств.

"Убийца под конец засунул ей во влагалище попугая и выпустил всех имеющихся в магазине животных.
Микаэль кивнул"

Да, этим никого не удивишь.

"Под конец убийца отпилил ей голову и бросил рядом с телом.
Микаэль побледнел.
- О господи, - произнес он".

То есть, попугая во влагалище засунуть , изнасиловать, задушить, связать, забросать камнями и прочее, на что Микаэль просто "кивает" - это мелочи жизни. А вот отпилить голову - это да! Вот этого надо, конечно, пройти в шок! СТРАШНО!
Может, это специфический скандинавский юморок? Но идем дальше.

"- Все имена библейские - подсказал Микаэль.
- Это не так - быстро ответила Лисбет. - Лив и Лена в Библии отсутствуют.
- На самом деле они там есть. Лив означает "жить" и именно это значение имеет библейское имя Ева".

П-ха-ха-ха-ха! Так по такой логике ЛЮБОЕ имя на земле - библейское! Всякое имя в любом народе может иметь какой-нибудь банальный перевод, а потом переводиться на еврейское и иметь библейский аналог. Довод просто убойнейший! Но... это работает. Тем более все имена еврейские, а значит... НАЦИСТЫ! Здесь действуют нацисты!

"- Думаю, ты ошибаешься. Это не сумасшедший серийный убийца, начитавшийся Библии. Это самая обычная скотина, которая ненавидит женщин."

А что, одно здесь противоречит другому? К чему эта глубокомысленная претенциозная сентенция? Нельзя быть серийным убийцей, ненавидящим женщин?! Или любителем Библии, ненавидящим женщин?! Может, Лисбет уважает серийных убийц, за исключением тех, кто ненавидит женщин? То есть, если бы они убивали мужчин, детей мужского пола и котиков - это нормально и не заслуживает того, чтобы их называли "скотинами"?
Маньяк, однако, не бездействует, а подкидывает Микаэлю труп кошки, а потом пытается его подстрелить. Это должно напугать читателя и Микаэля, но на самом деле это конченый идиотизм. То есть серийный убийца, который ни разу не прокололся, вместо того, чтобы затаиться, дает понять, что он все еще жив?! Ну... гений просто! Теперь "колобки" взялись за дело всерьез и от него не отстанут. Причем Микаэль даже задает этот вопрос, дескать, зачем он привлекает внимание к себе? Но ответа на него нет.

Микаэль посчитал ее татуировки. Помимо дракона на спине и осы на шее у нее имелись..."

Автор забыл, что уже описывал все эти татуировки в первых главах. Зачем понадобилось их перечислять снова - решительно непонятно. Видимо, увеличить объем книги.
У расследователей есть фотографии в день убийства/пропажи. На них Харриет кого-то там выглядывает. С помощью хитрых манипуляций Микаэль достает еще больше фотографий и видит какой-то силуэт. Разумеется, автор знает, что у каждой фотографии есть свой предел четкости. Если какой-то объект на ней маленький - никакими волшебными ухищрениями не удастся сделать объект четче. Однако автор верит все-таки в НЕБОЛЬШИЕ чудеса и дает возможность все-таки сделать фотографию НЕМНОГО четче, чем она есть на самом деле - здесь уже вместо волшебного гугла на арену выходит волшебный фотошоп! И, конечно, волшебница Лисбет. Черт, как тупо...
Действуя порознь, они приходят к мысли, что маньяком может быть племянник заказчика Мартин Вангер. Микаэль идет к нему домой (ну, а почему бы и нет, какая тут может быть опасность!) и оказывается в ловушке, жертвой в подвале.
Мартин, как настоящий злодей, хочет убить Микаэля, и это непонятно с точки зрения логики. Дело в том, что у парочки сыщиков нет вообще никаких вменяемых доказательств! Вся их убежденность основана на предположениях, домыслах и сомнительных манипуляциях с фотографиями! Маньяку просто нечего бояться, вот абсолютно! Но он почему-то готов совершить рискованные убийства.
На правах злодея Мартин рассказывает все свои планы. Он рассказывает, как они с отцом насиловали девушек, как это было весело и классно. Упоминает, что они с отцом еще и друг с другом спали (ну чтоб совсем мерзко было). Как не удивительно, но Мартин унаследовал от отца желание истязать женщин (ТОЛЬКО ЖЕНЩИН, это очень важно!). Правда, Харриет, свою сестру, он не убивал, она сама куда-то сбежала.
Долго глав.злодей и глав.герой обсуждают убийства, мотивы преступления, затем злодей оставляет его на время в одиночестве, но возвращается, чтобы продолжить разговор.

"- Почему ты убиваешь?"

ЧЕРТ, Микаэль, ты что, дебил?! Вы об этом несколько страниц трындели! Тот ясно сказал, что ему нравится истязать женщин, властвовать над ними, а потом обязательно убить, он КАЙФУЕТ от этого!
Маньяку приходится вкратце повторить свои мотивы.
И вдруг Микаэль произносит:

- Ты убиваешь женщин.

0:30

Что происходит?! Микаэль, у тебя амнезия?! Вы уже обсуждали это!
Но, оказывается, автор построил диалог таким нелепым образом просто для того, чтобы совершить "плавный переход" к обсуждению пропавшей сестры маньяка. Просто автор не придумал, как это сделать иначе...

0:05

И вот маньяку надоело трындеть, и он уже готовится просто-напросто трахнуть Микаэля Блумквиста. Но тут приходит Лисбет и клюшкой от гольфа чуть было не выбивает из Мартина все дерьмо. Тот дает деру из подвала, садится в свой автомобиль и сваливает, а Лисбет преследует его на мотоцикле.
Вот что в игре Grand Theft Auto соответствует реальности, так это то, что когда ты в легковом автомобиле, а твой враг на мотоцикле или велосипеде - ты царь и бог. Если тебя преследует кто-то на мотоцикле, развернулся и врезался. Мотоцикл улетает в одну сторону, водитель в другую. Примерно так в жизни и происходит.
Но вместо того, чтобы развернуться и размазать великую взломщицу по асфальту, Мартин в отчаянии совершает самоубийство - врезается на полной скорости в какой-то грузовик. Взрыв, огонь, трах-та-рарах! Все, зло наказано. Самым нелепым способом оно убило само себя.

0:05

Но это еще не все. Надо расследовать пропажу Харриет. С помощью чудо-хакерства Микаэль и Лисбет находят ее в Австралии под вымышленным именем и привозят на родину, к дяде Хенрику, ко всей семье.
Когда Микаэль приезжает в Австралию, автор заботливо сообщает, что в этой стране население - 18 миллионов. 53 тысячи из них фермеры и держат 120 миллионов овец. Просто... примите как факт эту самую бесполезную информацию во всей книге.
Выясняется, что отец и брат ее в детстве насиловали. Она убила своего отца, утопив в каком-то водоеме, но брата это ничуть не возмутило, и он стал ее единоличным насильником. Унижал ее настолько, что даже мочился на нее. Она никому ничего не рассказывала из-за чувства стыда.
Выяснилось, что старый пердун Хенрик, который упрямо стоял на том, что ее убили, облажался и повел расследование по неверному пути. С самого начала Микаэль предположил, что ее вывезли на машине, но Хенрик просто махнул на это обстоятельство рукой. Автор даже не удосужился придумать мало-мальски приличного объяснения, которое помогло бы держать читателя в уверенности, что ее все же убили. Нет, он просто выставил всех идиотами.
Лисбет проникается ужасным отвращением к Мартину.

"Потом она, невзирая на проливной дождь, совершила короткую прогулку и потихоньку утопила ноутбук Мартина Вагнера под мостом"

НА ХРЕНА?! Ноутбук-то чем виноват?! Зачем его топить?! Можно просто отформатировать диск. Это всего лишь машина. Я просто ору! Что за ритуальные потопления электроники! Ох, уж эти женщины...
Но и это еще не все! Остается еще один враг, еще одно зло - Веннерстрем, который подставил "идеального мужчину" и журналиста! И тут не обходится без Лисбет, волшебного гугла, почтовых серверов и взломов.
Если раньше Микаэль "оклеветал" Веннерстрема из-за скромной аферы с парой миллиончиков, то благодаря Лисбет выяснилось, что тот и мафиози, и крупный вор, и поощряет коррупцию, и убийца. А еще он обрюхатил какую-то женщину и бросил. За это происшествие Лисбет особенно возненавидела Веннерстрема, хотя его даже не знала лично. Компромат просто уничтожает Веннерстрема, и тому приходится бежать.
Казалось бы, все, но Лисбет этого мало. С помощью своего чудо-взлома она находит(!) беглого миллиардера в Испании и наводит на него убийц из мафии. И его еще и убивают. Месть свершилась, зло и здесь наказано!
Ну, и не обошлось без мелодрамки. Лисбет чувствует, что любит Микаэля, но он продолжает встречаться с владелицей журнала. И... она так расстраивается! Мы должны ее пожалеть, но... почему-то насрать! И насрать потому, что Лисбет и так знала, что у ее возлюбленного есть такие вот "шведские" отношения. К чему тогда эти сопли и слезы? На этом роман и заканчивается.
--------------------МОРАЛЬ------------------------------
Роман претендует на некую социальную значимость. В оригинале он называется "Мужчины, которые ненавидят женщин".
В книге есть несколько отрицательных персонажей. Веннерстрем, эти маньяки Вангеры и еще адвокат-опекун. Что их объединяет? То, что они в разные периоды своей жизни, в разной степени унижали женщин. Упоминаются и другие персонажи, в частности, из семьи Вангеров. Они были нацистами и тоже унижали женщин. К примеру, бывший муж Сесилии Вангер, той самой жиробаски с большими титьками, тоже ее избивал. Ну, и к тому же он антисемит.
Итого можно сделать следующий вывод. Можно быть антисемитом. Можно еще и нацистом. Можно не быть нацистом, но быть вором. Можно не быть вором, но быть хамлом и быдлом. Можно не быть хамлом и быдлом, но быть, к примеру, вымогателем, как адвокат-опекун. Но их всех объединяет одно - они ненавидят женщин. Кто-то просто их сторонится, кто-то наслаждается их страданиями.
В книге 4 части, каждую предваряет эпиграф примерно такого содержания

"В Швеции сколько-то там процентов женщин постоянно бывают изнасилованы". "В Швеции такой-то процент изнасилованных не обращается в полицию".

Разумеется, семейное насилие - это дно. Убийства женщин на почве ненависти к ним - это еще большее дно. Но масштабы всей трагедии сильно преувеличиваются автором. Складывается ощущение, будто женщины живут в мире, где они обречены быть унижены мужчинами.
Что им делать в этом случае? Становиться такими, как Лисбет, которая может за себя постоять и становится мужчиной в юбке. Или женщиной в брюках. Не сомневаюсь, что образ "девушки с татуировкой" вызывает восторг у феминистски настроенных меньшинств, но лично у меня главная героиня вызывает стойкую неприязнь, а акцентирование и преувеличение женских проблем со стороны автора вызывает впечатление, как от какой-то фальшивой навязчивой пропаганды, как с правами ЛГБТ.
На самом деле в жизни все сложнее. Не только женщины страдают от мужчин. И не только от мужчин. И не только женщины страдают вообще. В мире есть много других проблем, требующих внимания.
И когда автор упоминает нацизм, самое страшное явление в истории человеческой цивилизации, и использует его лишь как раскрытие проблемы "ненавидимых мужчинами женщин", ненавязчиво намекает, что нацизм, фашизм, преступность являются в некотором роде производными вышеупомянутой проблемы, я понимаю, что вот оно - ДНО. Дно восприятия действительности человеком из благополучной европейской страны.
Это претенциозно, но совершенно несерьезно.
Мало того, автор, при том, что он так печется о благополучии женщин, сам их не больно-то уважает. В романе нет порядочных, остепенившихся женщин. Они либо жертвы насилия, а следовательно, их жизнь разбита. Либо они социопаты-интроверты. Либо просто одиноки. Есть и такие, которые потворствуют маньякам, как мать пропавшей Харриет. Еще у них у всех беспорядочная половая жизнь, и все они готовы запрыгнуть на главного героя.
То есть, вот она - альтернатива? Вместо семейного насилия беспорядочные связи, несерьезные отношения без обязательств, отсутствие ревности? Замена патриархальной дикости на мертвые чувства, механические сношения, имитацию отношений? Увы, не слишком приятная замена, хотя, конечно, быть изнасилованной и обоссанной своим собственным отцом - не лучшая перспектива.
Однако к чему бросаться в крайности? Вот Харриет подверглась таким издевательством со стороны отца - но часто ли вы слышали о таких случаях? А Лисбет Саландер переспала с полусотней человек. Какая вероятность, что кто-то подвергнется сексуальным издевательствам - девушка, живущая с родителями, или девушка, которая прыгает из койки в койку? Можно не отвечать.
По духу книга напомнила "Атлант расправил плечи". Такое же унылое повествование, такая же зацикленность на одной и той же теме.
Двойка.

Комментарии


Сама я положительно отношусь к трилогии Стига Ларссона, но ваша рецензия:
картинка MariKraut


Ой, спасибочки, приятно!


Четкий, конкретный анализ. Спасибо за потраченное время. Вам не жаль было тратить время на эту графоманию. Надеюсь, рецензия станет полезной для людей и поможет сэкономить время, которое они могли попусту потратить на "бестселлер".


Ну, я потратил время еще и на вторую книгу серии, но третью уже читать не смог


К сожалению, я все три осилил, о чем жалею


Есть еще две или три, написанные после смерти автора его родственниками, которые завершают историю. Можно представить, какой там адище.


я прослушала где-то четверть этой истории и в недоумении пошла почитать рецензии. Обычно я в таких случаях согласно киваю и лайкаю, но вам отдельное спасибо. Аж полегчало.