Больше рецензий

20 декабря 2018 г. 22:45

445

3 Спойлер "Тайны – кислота, эффективно разъедающая самую прочную связь между самыми близкими людьми."

Разные чувства возникали у меня при прочтения этого романа, но основное- раздражение; будто барахталась в клею, только что-то становится понятно - и раз! - новая сцена: в приглушенном свете пещеры видны силуэты, резкое движение, кровь... потом отрывки из чьей-то прошлой жизни, отношения, потеря, злость, борьба, победа...следуюшая сцена: психбольница, журналисты, злой босс... смена декораций: жалкая девушка, живёт как ей скажут, только и делает указанное другими, даже ее маленький племянник имеет больше свободы... Нет ясности, фокуса, осталось много вопросов. Видимо, так и задумано авторами, недосказанность манит и привлекает внимание, можно пофантазировать на заданную тему. Ловлю себя на том, что мысленно периодически возвращаюсь к роману, и пытаюсь домыслить что там было, или могло бы быть, в этих черных дырах. Уверена, ответы на часть вопросов можно найти и лучше понять смысл, при более внимательном и вдумчивым чтении. Но перечитывать книгу у меня нет никакого желания.
Итак, в некотором мире нет насилия и убийств, зато каждый житель во сне периодически попадает в пещеру, где он является животным, не помнит себя человеком и проявляет все животные инстинкты - охотится, дерётся, поедает сородичей, совоокупляется. В пещере особи нескольких видов, со своим методом охоты, повадками и местом в пищевой цепи. Засыпая не знаешь, кем будешь сегодня - охотником или жертвой, и вообще проснешься ли, так как при смерти особи во сне в пещере, в реальности человек тоже умирает. Про пещеру говорить не принято, будто ее и нет, жители сны свои предпочитают не помнить и вообще всячески прятать ночную жизнь от себя и близких, не думать о происходящем в пещере и кто кем там является.
Сюжет крутится вокруг главной героини - девушки Павлы, обладающей уникальным даром в пещере избегать смерти. Вот она меня больше всего и раздражала. Жертва с большой буквы : все у неё валится из рук, неудачи преследуют по жизни, зависима от чужого мнения, за неё принимают решения, даже замуж она вышла, не зная об этом до последнего момента. У меня впечатление, что авторами она специально слишком явно показана такой жалкой, апатичной, мне хотелось ее сильно встряхнуть, увидеть ее злость, гнев, ее собственные порывы. Проявлялась она только в моменты смертельной опасности, которую чувствовала всем нутром, и удачно избегала. И вот по мере разворачивания сюжета, я ждала, когда же она выйдет уже из образа жертвы и примет хоть какое-то Решение. И приняла: самостоятельно и не посоветовавшись с более осведомленными людьми, проигнорировала предложение, которое могло бы спасти её и окружающих. И из-за неё погибли оба Мужчины , Герои этого треугольника!
Следующий герой -Тритан - в роли Спасителя Павлы, в дальнейшем муж, несколько раз спасает жизнь и ей, и другим людям, влиятельный, сильный, умный, Герой, егерь в пещере. Каково его отношение к Павле? Возможно, это любовь; а, возможно, и способ искупить свою вину из прошлого по отношению к девочке, которую не смог спасти; или желание пойти наконец против системы. Не знаю. Странный персонаж, но мне понравился, надеялась, он выживет.
Раман - известный режиссер, мастер постановок, манипуляций, умело управляет труппой в театре, по работе сталкиваются с Павлой. Каким-то образом узнают друг друга в пещере и общаются на опасные темы пещеры, свободы, выбора и пр. Павла считает, что он издевается над ней и ведёт свою игру. Из всей книги именно Раман понравился мне больше всего. У него есть контакт со своими чувствами, ориентируется на них, даже когда мозг не может объяснить что происходит, а окружающие не верят ему. Он очень хорошо направляет актеров, знает на что надавить или чем вдохновить каждого из них. Личность, мужчина и творческий человек, очень настоящий и живой. Мне жаль, что он погиб в итоге, и рада, что в своей жизни он делал желаемое, несмотря на сложности.
Вот тут я могу уже перейти к понравившимся моментам.
Таковой для меня была сюжетная линия театра, для меня неожиданно с другой стороны открылось закулисье. Признаться,я раньше не притрагивалась и не думала на тему какова внутренняя театральная кухня; насколько то, что мы видим на сцене, соответствует состоянию актера и в целом актерской труппы; какая работа проделана до итогового прогона перед зрителями. Самый яркий момент - премьера спектакля. Несмотря на то, что по ходу книги уже был понятен сюжет происходящего на сцене, я едва дыша, читала описание
премьеры. Ощущение присутствия в зале, свет, отклик зрителей, биение сердца, беззвучные вздохи удивления, страха, восторга... Все намешано в одном котле. Меня действительно захватил этот момент, ради него можно и смириться с недочетами повествования.
В завершение отмечу, что перед чтением я посмотрела отзывы, которые были очень разные. Мне стало интересно, почему книга не оставляет читателя равнодушным и вызывает такие противоположные впечатления? Для себя я нашла ответ: авторами затронуто множество тем и каждый читатель найдет для себя актуальную на данный момент. И не факт, что будут ответы на волнующие вопросы, но вот новые вопросы точно возникнут, что и делает эту книгу привлекательной.
✔ По итогу, я ставлю роману по своим личным ощущениям оценку 3 из 5 и в общем рекомендую к прочтению.
И несколько цитат:
✒ Одно из двух - либо жить, либо сомневаться, а если и то, и другое сразу, то это уже не вполне жизнь, это эксперимент какой-то, пытка...
✒Слова, произнесенные человеком за несколько часов до смерти, приобретают особый смысл.
✒Если кто-то хочет покончить с собой, но его спасают, — значит, это спектакль…
✒Если бы вы знали... как прекрасна жизнь. И как она тем более прекрасна, если понять, нет, шкурой почуять, какая она тоненькая.
✒Знаешь, какое самое печальное в мире занятие? – спросил Сава, бережно препровождая ее на место. – Вечно сожалеть об утраченных возможностях… О том, что могло бы сбыться, да не сбылось…
✒Быть ненормальным режиссером - почетно.