Больше рецензий

vamos

Эксперт

Развлекаю только себя.

17 декабря 2018 г. 22:11

773

5

Все оказалось не так страшно, как я думала. Вокруг Саги о Форсайтах хожу кругами уже лет семь, делала несколько попыток, но всегда останавливалась после второй главы. Как-то не особо меня привлекали эти скучные люди с похожими именами, клубы, приемы, жилеты и декольтированные платья. А в этот раз уже на первой главе, где Форсайты устроили прием по случаю помолвки, они неожиданно представились мне симсами. Вечеринка, официальные наряды, столы-фуршеты, шампанское, симсы ходят от одного к другому, общаются, повышают уровень отношений. И так до конца книги Форсайты и представлялись мне одной большой, разветвленной династией в Симс-2.
А очень даже похоже. Один родоначальник, из грязи в князи, миллион детей (наверное, кто-то выполнял желание всей жизни "выдать замуж шесть детей", но перестарался), каждый выбрал свою профессию, половина дочерей осталась старыми девами (симсы-мужики вокруг, видно, страшные ходили, решили не портить генетику, да и детей не плодить, играть сложно), все разъехались по разным домам и прекрасно живут себе друг без друга, собираясь только на вечеринки (потому что удобно приглашать в гости сразу членов одной семьи). При этом отношения у них ну такие себе, повышаются только, когда нужно поднять потребность в общении, а с кем еще можно поговорить, если весь город заселен фактически одними Форсайтами? Вот, пока такое представляла, сама не заметила, как прочитала первый том.
А если серьезно, книга действительно так хороша, как о ней говорят. Очень чувствуется дух семьи, и пусть Голсуорси вовсю стебется над ним, даже в его издевках сквозит симпатия. Потому что все эти Форсайты, так явно выписанные мелочными и неспособными к глубоким переживаниям, с их нелепыми привычками вроде седла барашка или четырех процентов, все они в общем-то хорошие люди. По-своему добрые, по-своему умные, привязанные кто к детям, кто к женам, кто к братьям-сестрам. И они в любом случае остаются одной семьей, с общими достоинствами, общими недостатками и общим проклятием. Это чувство семьи, клана довлело надо мной всю книгу.
Прочитала предисловие, там говорится, что автор не был уверен, что у него получится прописать достоверно образ Ирэн, поэтому в тексте мы видим ее только чужими глазами. И вот тут фиг знает, то ли Ирэн на самом деле не представляет собой ничего, кроме красивой фигуры и обаятельных манер, то ли беда в том, что мы смотрим на нее глазами Форсайтов, неспособных разглядеть ничего, кроме этого. Так или иначе, кроме недоумения и недоверия, Ирэн у меня не вызывала никаких чувств. Ею можно восхищаться и ее можно жалеть, как и любую другую женщину, оказавшуюся на ее месте. А кто она, что она, я так и не поняла. Предисловие утверждает, что она и Босини - единственные живые персонажи, но с предисловием я не согласна. Персонаж-контраст, персонаж-двигатель сюжета, персонаж-зеркало, в котором отражаются негативные качества Форсайтов, и больше ничего я о ней сказать не могу. Ну, после первой книги, по крайней мере.
А Босини это вообще трындец. То есть, замысел ясен, человек Искусства против мира Денег, Любовь с большой буквы против Собственности тоже с большой буквы. Но он такоооой неприятный, фу. Мама говорит мне, что я часто делаю выводы о героях на основаниях одной детали, упираясь в нее, как баран. Может, и баран, но в моем отношении к Босини определяющим было его поведение с Джун. Ну правда, за такое огромное время не удосужиться поговорить с девушкой, с которой ты еще вроде как помолвлен, это ну такое себе поведение для персонажа, который противопоставляется Ужасному Миру Собственности, Денег и чего бы то ни было. Не мужЫк, в общем. Ну и эта его полная оторванность от реальности и отказ считаться с требованиями человека, на которого ты работаешь, тоже не добавляли приятности образу. Оно понятно, что Сомс бы не обеднел от пятисот фунтов, ну а если бы это был не такой богач, а человек, реально не могущий позволить себе больше строго определенной суммы? Ой, что я говорю, на каких мелочах зацикливаюсь, совсем как Форсайт, не могу понять его творческую натуру, фу такой быть, забыли, проехали.
И еще любовь. Тут тоже фиг знает, то ли из-за форсайтского взгляда на отношения Ирэн и Босини, то ли из-за чего, но в любовь тут совсем не верится. Что там такого между ними произошло, чтобы вот с первого взгляда и до гробовой доски влюбиться? Посмотрели друг на друга? Оно, конечно, "порою взгляд и есть любовь", но тут в это почему-то не верится. Ну правда, что он нашел в ней, а она в нем?
И вишенка на торте - Ирэн и Сомс. Он, конечно, мудак, она, конечно, дура, прекрасные отношения. Да, она не принадлежит его миру, да, он скучный и все время говорит о деньгах, но за всю первую книгу со стороны Ирэн не было ни одной попытки примириться с мужем, поинтересоваться им или заинтересовать его собой. Ради справедливости, с его стороны тоже. Но так коробили сцены, где она улыбается его таким же скучным дядюшкам, а ему нет. Из-за них кажется, что все могло бы быть по-другому. Он ведь тоже не самый плохой человек, среди них вообще плохих нет, может, и обнаружились бы в нем скрытые достоинства? Вон папаша его корсет помогал мамаше натянуть, милота же. Кстати, правда очень трогательная сцена, и реакция Сомса тоже трогательная.
Ну вообще понятно, это все про положение женщины в обществе в то время, про бесправие, про собственность, про домашнее насилие, про Большую Любовь. Но автор как-то умудрился сделать так, что Сомсу, да и остальным, реально сочувствуешь и реально защищаешь их перед собой.
Обязательно буду читать дальше, то же предисловие обещает, что про Сомса и Ирэн расскажут подробней, да и что такого страшного случится с кланом Форсайтов тоже интересно.
А вообще имя такое дурацкое, Сомс, из-за него я во многом книгу и обходила. Представляется какой-то гусь с пузом и в пиджаке, когда его слышишь.