Больше рецензий
17 декабря 2018 г. 02:25
578
2.5 Тоска зелёная
РецензияЭта книга, как и вся серия Мишеля Пастуро о цветах, с самого начала привлекла моё внимание. Для меня зелёный цвет — это цвет Ирландии, где я сейчас живу. Даже трава здесь зелёная круглый год, словно стране чужда перемена сезонов.
Вот эту фотографию, сделанную со спутника НАСА в июне 2018 года, ирландцы рассматривали с большим удивлением, потому что такой безоблачной её фактически невозможно увидеть. Зато видно, какая же зелёная эта страна.
Именно поэтому книга об истории зелёного цвета заинтересовала меня. Воодушевление моё однако очень быстро иссякло. Уже после нескольких страниц моим основным читательским ощущением была даже не злость и раздражение, как это бывает с непонравившимися книгами, а разочарование. Огромное разочарование от того, что книга, которая могла бы стать любимой, совсем неожиданно не дотянулась до планки, которую я для неё установила. Молодо-зелёный задор превратился в зелёную тоску. Текст очень плохо структурирован, несмотря на то, что он разделён на главы, соответствующие эпохам. Автор постоянно перескакивает с одного на другое, размышляет от третьем и делает выводы о совершенно другом четвёртом. Очевидно пытаясь разнообразить текст интересностями, автор сбивается в пространные размышления, которые кажутся не совсем уместными, например, о саде, о липе, о драконах и змеях. Не один раз он повторяет и легенду о майском деревце. Вместо РАЗНОобразия получилось МНОГОобразие.
Пастуро конечно же учёный. Он пытается быть археологом, раскапывающим тайну того, что совершенно нельзя потрогать. Он оперирует умными терминами и ссылается на учёные труды, многие из которых, кстати, вряд ли будут изданы на русском языке, но меня не покидало ощущение, что Пастуро лишь скользит по поверхности, не достигая глубины. И порой очень вольно трактует исторические факты. Например, он предлагает свою версию смерти Наполеона:
Дело в том, что в Лонгвуде, в доме, где жил Наполеон, в нескольких комнатах находились предметы обстановки, окрашенные очень ядовитой зеленой краской, которую получали из медной стружки, растворенной в мышьяке.. Из нее вырабатывали пигменты для живописи, бытовые красители, использовали для окрашивания обоев. При высокой влажности воздуха мышьяк начинает испаряться и в больших дозах становится опасным для жизни. Повидимому, это и произошло на острове Святой Елены. Вот почему в волосах и под ногтями Наполеона был обнаружен мышьяк. Если он действительно был отравлен, к этому не причастны ни его охранники-англичане, ни кто-то из его врагов или близкого окружения: всему виной испарения мышьяка, выделявшиеся из ковров, драпировок, обивки мебели и картин. Его убийцы – швейнфуртская зелень и влажный климат Святой Елены.
Ну, не верю я! Хоть это и интересная версия, но не выдерживающая критики. Такое ощущение, что зелёный цвет был намеренно сделан молчаливым убийцей, лишь бы найти уютное местечко в книге Пастуро. Он и Клеопатре устроил цветовую патологоанатомию.
Эх, вот что получилось! Брюзжание и критика вместо похвалы и восхищения. Не той зелёной стороной повернулась ко мне книга Мишеля Пастуро. Несмотря на недостатки, которые испортили мне общее впечатление от книги, в ней есть всё же и интересная, а порой весьма неожиданная информация. Например, статус зелёного цвета как дьявольского на определенном этапе истории. Или же выцветание зелёного пигмента на полотнах именитых живописцев, который со временем трансформируется в нечто совсем другое.
В общем, если не придираться к книге, как я, то она понравится. Всё-таки нам ближе и милее современный зелёный, который мы видим и воспринимаем как дружественный, а не тот злодей из Средних веков.
Комментарии
Более полное и подробное исследование об "убийственном" зеленом цвете, который на самом деле изготовлялся из мышьяка, можно прочитать в «Жертвы моды: опасная одежда прошлого и наших дней» Элисон Мэтьюс Дейвид . В ней одна большая глава посвящена мышьяку и зеленому цвету. Вот там доходчиво описано, как много людей травились от зеленых изделий, а работники фабрик и девушки-цветочницы умирали от отравления мышьяком, т.к. изготавливали окрашенные в зеленый вещи и товары.
Так что смерть Наполеона от зеленого не такая уж и стопроцентная чушь, как может показаться.
Спасибо за рекомендацию.
На самом деле, мне версия с «убийстенным» зелёным цветом очень нравится, но, пожалуй, не в контексте смерти Наполеона. Я после этой книги почитала даже про его смерть, но причина совсем другая. Вот мне и показалось, что автор весьма смело выдвигает свои идеи по этому поводу (да и по многим другим, кстати, тоже).