Больше рецензий

dandelion_girl

Эксперт

Либрокубикуларист

17 декабря 2018 г. 02:25

578

2.5 Тоска зелёная

Эта книга, как и вся серия Мишеля Пастуро о цветах, с самого начала привлекла моё внимание. Для меня зелёный цвет — это цвет Ирландии, где я сейчас живу. Даже трава здесь зелёная круглый год, словно стране чужда перемена сезонов.
Вот эту фотографию, сделанную со спутника НАСА в июне 2018 года, ирландцы рассматривали с большим удивлением, потому что такой безоблачной её фактически невозможно увидеть. Зато видно, какая же зелёная эта страна.

картинка dandelion_girl

Именно поэтому книга об истории зелёного цвета заинтересовала меня. Воодушевление моё однако очень быстро иссякло. Уже после нескольких страниц моим основным читательским ощущением была даже не злость и раздражение, как это бывает с непонравившимися книгами, а разочарование. Огромное разочарование от того, что книга, которая могла бы стать любимой, совсем неожиданно не дотянулась до планки, которую я для неё установила. Молодо-зелёный задор превратился в зелёную тоску. Текст очень плохо структурирован, несмотря на то, что он разделён на главы, соответствующие эпохам. Автор постоянно перескакивает с одного на другое, размышляет от третьем и делает выводы о совершенно другом четвёртом. Очевидно пытаясь разнообразить текст интересностями, автор сбивается в пространные размышления, которые кажутся не совсем уместными, например, о саде, о липе, о драконах и змеях. Не один раз он повторяет и легенду о майском деревце. Вместо РАЗНОобразия получилось МНОГОобразие.

Пастуро конечно же учёный. Он пытается быть археологом, раскапывающим тайну того, что совершенно нельзя потрогать. Он оперирует умными терминами и ссылается на учёные труды, многие из которых, кстати, вряд ли будут изданы на русском языке, но меня не покидало ощущение, что Пастуро лишь скользит по поверхности, не достигая глубины. И порой очень вольно трактует исторические факты. Например, он предлагает свою версию смерти Наполеона:

Дело в том, что в Лонгвуде, в доме, где жил Наполеон, в нескольких комнатах находились предметы обстановки, окрашенные очень ядовитой зеленой краской, которую получали из медной стружки, растворенной в мышьяке.. Из нее вырабатывали пигменты для живописи, бытовые красители, использовали для окрашивания обоев. При высокой влажности воздуха мышьяк начинает испаряться и в больших дозах становится опасным для жизни. Повидимому, это и произошло на острове Святой Елены. Вот почему в волосах и под ногтями Наполеона был обнаружен мышьяк. Если он действительно был отравлен, к этому не причастны ни его охранники-англичане, ни кто-то из его врагов или близкого окружения: всему виной испарения мышьяка, выделявшиеся из ковров, драпировок, обивки мебели и картин. Его убийцы – швейнфуртская зелень и влажный климат Святой Елены.

Ну, не верю я! Хоть это и интересная версия, но не выдерживающая критики. Такое ощущение, что зелёный цвет был намеренно сделан молчаливым убийцей, лишь бы найти уютное местечко в книге Пастуро. Он и Клеопатре устроил цветовую патологоанатомию.

Эх, вот что получилось! Брюзжание и критика вместо похвалы и восхищения. Не той зелёной стороной повернулась ко мне книга Мишеля Пастуро. Несмотря на недостатки, которые испортили мне общее впечатление от книги, в ней есть всё же и интересная, а порой весьма неожиданная информация. Например, статус зелёного цвета как дьявольского на определенном этапе истории. Или же выцветание зелёного пигмента на полотнах именитых живописцев, который со временем трансформируется в нечто совсем другое.

В общем, если не придираться к книге, как я, то она понравится. Всё-таки нам ближе и милее современный зелёный, который мы видим и воспринимаем как дружественный, а не тот злодей из Средних веков.

Комментарии


Более полное и подробное исследование об "убийственном" зеленом цвете, который на самом деле изготовлялся из мышьяка, можно прочитать в «Жертвы моды: опасная одежда прошлого и наших дней» Элисон Мэтьюс Дейвид . В ней одна большая глава посвящена мышьяку и зеленому цвету. Вот там доходчиво описано, как много людей травились от зеленых изделий, а работники фабрик и девушки-цветочницы умирали от отравления мышьяком, т.к. изготавливали окрашенные в зеленый вещи и товары.
Так что смерть Наполеона от зеленого не такая уж и стопроцентная чушь, как может показаться.


Спасибо за рекомендацию.

На самом деле, мне версия с «убийстенным» зелёным цветом очень нравится, но, пожалуй, не в контексте смерти Наполеона. Я после этой книги почитала даже про его смерть, но причина совсем другая. Вот мне и показалось, что автор весьма смело выдвигает свои идеи по этому поводу (да и по многим другим, кстати, тоже).