Больше рецензий

14 декабря 2018 г. 11:37

385

3 Что-то могло в этом быть… Если бы не было так скучно

Что-то я последнее время слишком часто разочаровываюсь в книгах. Особенно в новых для меня авторах. Вот решил почитать Сименона, как классика детективного жанра. Хоть я и не большой знаток детективов, но сравнивать мне всё-таки было с чем. И с Агатой Кристи (особенно книги о Пуаро), и с Конан Дойлом, и с некоторыми менее известными представителями английского и американского (в основном) детектива.

Сразу хочу сказать, что Сименон, именно как мастер пера, меня порадовал. То есть читать было в хорошем смысле легко. И интересно. Язык, обороты, структура повествования, описания, характеры героев — всё на высоте. Но… Что касается сюжета — его развития, завязки и развязки именно в контексте детективного жанра — то он оказался (да простят меня поклонники Сименона) слабоват. Возможно мне, избалованному сложными и головоломными сюжетами Агаты Кристи и Конан Дойла, так только показалось…

Итак. Главный герой, Мегрэ — комиссар полиции. Создаёт впечатление вполне обыкновенного, даже можно сказать, заурядного полицейского. Тем более что он женат — примерный семьянин. Хотя иногда создаётся впечатление, что он немного «с приветом»: то погружается в свои мысли и ничего вокруг себя не замечает, то бросает резкие фразы, принимает нестандартные решения. В тексте много места отводится его размышлениям, его разговорам с самим собой. И здесь существенное отличие (по крайней мере, так кажется на первый взгляд) от Пуаро или Шерлока Холмса. У них раскрытие дел происходит как бы в диалоге, в противопоставлении разных подходов, разных методов расследования. Здесь же всё происходит в голове одного человека — Мегрэ, который лишь иногда советуется со своей женой, периодически отправляет её со своими поручениями. И в этом есть своя изюминка.

Да, касаемо раскрытия характеров главных героев, погружения в атмосферу, в которой они действуют — в этом книга действительно сильна. Лаконичные диалоги, в которых нет ничего лишнего. Французский юмор, с которым описываются взаимоотношения Мегрэ с его товарищем, с женой, с коллегами. Это тоже довольно весомый плюс.

Что мне ещё понравилось? Понравилось то, как выстроено пространство повествования. Сначала это тесное купе поезда, затем короткий эпизод на улице, а потом — всё действие происходит практически в одной комнате. Мегрэ ведёт расследование, не выходя на улицу, руководствуясь только тем, что ему сообщают посетители, тем, что рассказывает ему жена, и тем, что он видит сам из окна. И это действительно интересно, в этом что-то есть! Но всё-таки чего-то не хватает... Не то развития, не то дополнительной сюжетной линии или действующих лиц.

Что же мне всё-таки не понравилось в книге? Ну во-первых, эта повесть — она повесть лишь по своему объёму. На самом же деле по охвату сюжета, по количеству действующих лиц, по небольшому числу деталей и отклонений от основной сюжетной линии (повествование полностью линейное) это произведение больше тянет на рассказ. То есть такой растянувшийся до некой недоповести рассказ.

Второе, что мне не понравилось, это довольно банальная концовка. Конечно, определённая загадка здесь присутствует, и читатель до последней главы (или нескольких глав) пребывает лишь в своих собственных умозаключениях относительно того, кто есть кто. Но всё-таки не покидает ощущение, что автор придумывал всю фабулу по ходу дела, и некоторые факты, в том числе касающиеся преступления (что именно — тут промолчу), несколько «притянуты за уши». Всё-таки хотелось чего-то более интересного, выходящего за рамки, менее банального, что ли...

Хотел поставить четвёрку, потому что написано действительно сильно, профессионально, читать приятно просто потому, что хорошо и качественно написано, но… Всё-таки для настоящего детектива этого мало. Поэтому поставил три.

Буду ли ещё читать Сименона? Однозначно — да! И уверен, что у него есть гораздо более достойные и сильные произведения.