Больше рецензий

Kurara

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 декабря 2018 г. 21:04

445

5

Ты не понимаешь. Ты не понимаешь, что со мной творят. Ты не понимаешь, что они творят ужасные вещи. Это абсурдно. А ты ничего не понимаешь и ничего не говоришь.

Вот иногда покупаешь по распродаже CORPUS-овские книги в магазине, открываешь их и находишь шедевр. Распродающийся за копейки, вместо того чтобы подпирать на полках с бестселлерами безумно популярные Дневники книготорговца и Вторые жизни Уве. И все понимаю - да, книга далеко не массовая, она тяжелая, местами до скрипа зубов и хрипоты, но это шикарный в своей структурированной бездонной глубине психологический роман, приоткрывающий красивую и добротно сшитую семейную завесу. Где за картинкой очаровательной и успешной семьи с любящими родителями и сыновьями, мужем и женой скрывается страшный персональный ад каждого члена картинной ячейки общества. А самое ценное, что эта внутрянка описывается максимально просто, открыто и честно. Потому что и так бывает. Более того, гораздо чаще, чем это можно себе представить.

Люблю книги, в которых сюжет отходит на задний план и служит лишь толчком к тем или иным чаяниям и действиям героя. Толчком к его раскрытию как целостной личности с индивидуальными красотами и изъянами. И со своей логичной и искренней правдой, которая вполне законно вытекает из причинно-следственных связей детства, юности, шального разговора или первого стыдливого поступка. Поэтому что имеем в Ошибке Лео Понтекорво - главного героя, обвиняемого в развратном преступлении, которого он не совершал. Это завязка и развязка одновременно, потому что далее ничего не происходит. Его судят и все, с момента обвинения и до конца книги просто судят - и жизнь ставит точку раньше, чем этот самый суд вынесет свой безжалостный вердикт. Потому что она в сто крат гуманнее каждого действующего персонажа этой идиотской семейной трагикомедии.

Конечно, Лео потакал Камилле, и по существу ввязываться в абсурдную переписку совсем было не надо. Но. Герой делает шаг, например, отвечает на первое письмо девочки, это показано буквально половиной страницы - и далее на протяжении 10-20 страниц его память флешбеками возвращает нас в ситуации из прошлого, так или иначе объясняющие, почему Лео сделал этот роковой поступок. Чтобы появилась логика и обнаружился смысл даже у самого абсурдного действия. А потом тот же самый поступок автор показывает через призму, например, жены главного героя - он мастерски ставит читателя на ранее неизведанное место и опять воспоминаниями, новыми причинно-следственными связями и особенностями уже совсем иного человеческого характера объясняет, почему такой, казалось бы, логичный поступок совсем нелогичен и страшен в своем скудоумии и бесстрашии.

И так проживается вся книга. А страшно становится не от того, что случилось с такой блистательной и успешной жизнью детского онколога, не от того, с какими бездушными крокодилами он на протяжении стольких лет жил в одном доме, и которые только и ждали момента, чтобы его заживо сожрать - нет, насколько бы это безумно не звучало, не от этого. А от того, насколько мы все одиноки и насколько два человека, живущие вместе десятилетиями, не слышат и не хотят услышать друг друга, потому что слишком заняты использованием такого родного в собственных целях и стремящиеся за его счет вылелеять и выпестовать собственную неприкаянную душу. Мы пытаемся затыкать друг другом собственные дыры и не хотим разговаривать. И однажды совершаем ошибку. Ошибку Лео Понтекорво.