Больше рецензий

4 декабря 2018 г. 22:31

281

4 Про исполнение желаний.

Желания почти всегда исполняются — неизвестно только, как и когда, — и поэтому желания так ненадёжны! Надо желать то, что можно принять в любую минуту.

Это должна была быть сказка! Come on!! (Осторожно, в тексте присутствуют спойлеры!)

Ну, вернее как, это и была сказка... просто почему-то после нее остался неприятный такой осадок. История о том, как некто исключительно с благими намерениями прибрал к рукам чужих детей. Даже это уже не совсем стандартная завязка, а уж дальше и вовсе начинается какая-то жуткая жуть и дикая дичь. Притом я не знаю, что страшнее, реальные герои-монстры как Властительница или Нана, или такие "незначительные" детали, как отношение Класса к стеклу или то, как детишки вобрали в себя собственные отражения со всеми их невзгодами. Вся история какая-то спиралевидная, с этой постоянной повторяющейся ярмаркой, с куклой, вернувшейся на свое место, с вороном, который в итоге получил свой глаз, с коврами, предсказаниях на которых непонятны никому кроме Флаксы.

Я не зря указала в качестве монстра именно двух женских персонажей, мне вообще кажется, что в этой сказке только женщины и важны. Нам почти не показывают стеклодува, зато со всех сторон расписывают его жену и ее реакцию на пропажу детей. Есть даже отсылка к тому, что именно она то и накликала эту беду на их семью. Спасать детей тоже отправляется женщина, правда у нее есть ворон Разумник. Я не говорю, что мужчины не важны, все-таки именно мужчина и дает жене стеклодува то самое кольцо, и именно Властитель в итоге забирает детей и становится фигурой, запустившей всю цепочку событий... но женщины в этой истории явно активнее. Они принимают решения. Они желают. Они изменяют ход событий. Например, когда Флаксе понадобилось спасти детей, она обратилась именно к Властительнице, она воздействовала на нее, чтобы та в свою очередь повлияла на Властителя, что в итоге позволило Флаксе забрать детей с собой. Сражение с Наной я не совсем поняла, там сплошные намеки на их прошлые столкновения и на вероятные будущие встречи. Но Нана отступила и это хорошо, а то уж больно она суровая нянька.

Пребывание детей в Доме удивительно, там с ними столько всего происходит, что это чуть ли не важнее всего остального. Взять хотя бы то, как к ним относятся В. и В., если дети не слишком шумят и не пачкают одежду, они подходят для совместных прогулок куда лучше собак. Но стоит Кларе или Классу чуть-чуть ошибиться и все, их вновь заменяют собаками, обрекая детей на очень одинокое существование. Их кормят, одевают, моют, обслуживают по высшему разряду, но никто не говорит с ними, никто не смотрит на них как на детей, их воспринимают скорее как предметы интерьера, как кровать, которую по утрам надо заправить, как ванну, в которую надо натаскать горячей воды - просто работа. Может быть поэтому Класс потом начнет колошматить посуду? Чтобы вызвать хоть какую-то реакцию? А их игры на лестницы пробирали меня до мурашек. И то, как спокойно они воспринимают свое похищение, у них просто не осталось воспоминаний о прошлой жизни, а права задавать вопросы они лишены с самого начала. Так и выходит, что они превращаются в двух молчаливых призраков, они ведь и друг с другом то почти не разговаривают. Только смотрят на свои отражения с надеждой, но надежда с каждым днем все менее заметна в их взглядах. Нет ничего удивительного в том, что в один не слишком прекрасный момент отражения просто исчезают, хотя это тоже жутковато.

И все завязано на желаниях, притом на желаниях в самом плохом своем проявлении, на тех, про которые говорят "бойтесь своих желаний, ибо они могут исполниться". Мать мечтает о том, чтобы ее дети носили шелка и бархат и вуаля, через некоторое время они и правда одеты в самую лучшую одежду, а на столе у них только самые изысканные кушанья, но все это не приносит им никакого удовольствия. Отец мечтал о том, чтобы его творения были оценены по достоинству, и вот они раскупаются за секунду, а он не чувствует ничего кроме отчаяния, потому что не понимает, что так привлекает людей. Властительница страдает из-за того, что Властитель украл у нее саму возможность желать, а он с упорством маньяка все требует и требует у нее новых желаний. Казалось бы, что может быть лучше, чем мужчина, готовый выполнить малейший каприз своей возлюбленной, но ту все вывернуто наизнанку и потому от Властителя с его требованиями у меня мурашки бежали по коже. Дети желают облегчить жизнь своих родителей и оказываются в итоге в Доме, а Властитель желает получать благодарности ото всех, даже от родителей, чьих детей он забирает из самых хороших (как ему кажется) побуждений.

В общем, это и правда очень мрачная история. И хотя дети тоже могут прочитать ее как захватывающую приключенческую сказку про двух детей и чудного ворона, написана она прежде всего для взрослых, именно поэтому в ней столько разных смысловых уровней. Чего стоит только вышеупомянутый ворон, у которого глаза видят разное - один только для хорошего, другой только для плохого. Пролетая над замком, в котором В. и В. прячут детей, ворон ничего не видит, потому что на тот момент у него нет глаза для плохого, а хорошего там не осталось и Флаксе становится жутко, когда она представляет, что же там творится. И все равно она отправляется спасать детей, заодно справившись и с другими проблемами обитателей, хотя я не уверена, что им это действительно помогло. Мне почему-то кажется, что рано или поздно там все вернулось на круги своя.

Игры:
- Долгая прогулка 2018, уровень 12, основное задание.
Команда "Четыре капитана".