Больше рецензий

4 декабря 2018 г. 10:31

900

5

картинка Shebanjunior

Фото это кочует из телефона в телефон не первый год. И мне за него неловко. Снимок сделан был, когда я ещё не впитала ‘Обитель’ (это сейчас я уже не скажу, сколько раз перечитывала). И вот это печенье, кофе этот - просто стыдно. Хочется выдрать фон. Вывернуть что-то из себя, но так, чтобы было просто, честно, не напоказ. Поближе к родной взрыхлённой нарывами земле куда-нибудь ее положить... А лучше вообще без фона, без всей шелухи. Повторюсь: я считаю, что это лучшая книга из написанных моими русскоязычными современниками. Лучшая! Да, кто-то обходит стороной из-за самого Захара Прилепина, из-за несогласия с его взглядами, но это все пустое, правда. После прочтения ‘Обители’ вы в принципе поймёте, как много пустого вокруг. И внутри. Место действия: Соловки. И пусть произведение художественное, - герои имеют реальных прототипов, даже не так, - они просто реальны, потому что Эйхманис, например, он и есть - Эйхманис, Ногтев - Ногтев, Галя - Галина Кучеренко, Френкель - Френкель. Только Щелкачев нам известен иначе, - Лихачёв. В финале книги Прилепин публикует и дневники, и биографии (архивные данные). Я не понимаю, куда там автор подключился, к какой ноосфере: откуда у него такой слог, такое чувства языка, такая образность. Некоторые абзацы - будто отдельные, законченные произведения! Ты их не просто живо представляешь, ты их пощупать можешь! Знаю, что сериал сейчас снимают, но даже картинка не сможет этих осязательных ощущений вверить. Сюжет. Ох. Тяжело, но отчего-то не тошно. Боли много, конечно, но и место для иронии непостижимым образом припасено. И откровения до звона оглушают. Надзиратели на Соловках были сами из числа заключённых. И белые, и красные, и каэры, и поповичи, и блатные, - все в куче. Стэнфордский эксперимент отечественной истории. Меньше века прошло. Не верится. Особенно на фоне современного нытья. И страшно: потому что никуда это из людей не делось и не денется. Читаем про Средневековье и радуемся своей цивилизованности, а вытащи из мегаполиса в условия Соловецкого лагеря, так и инквизиторам было бы чему научиться. Книга пронизана парадоксами. В какой-то момент тебе вдруг Эйхманис даже и нравится, "слушаешь" его, серьезно перекатываешь его увещевания, раздумываешь, прав ли он! А через пару страниц тебя холодный пот прошибает вдруг от осознания, кто тебе приглянулся, пусть и на мгновение. И жутко, хочется вымарать из себя эту очарованность сиюминутную.
Про народ наш многострадальный много. Про Бога. Про путь страны. Про ответственность нашу с вами! Но все масштабы сжаты, нет патетики. И эти парадоксы исторические так подсвечены умело яркими персонажами, что уже не столько страшно, сколько любопытно... И как-то легче воспринимается современная действительность.
Давайте в старших классах ее введем.