Больше рецензий

30 ноября 2018 г. 08:29

1K

4.5

Книги Крапивина для меня - отдых от несправедливости нынешнего мира. Несправедливости не ко мне лично, а в целом. Я включаю сюда все плохое, связанное с людьми. Это не значит, что в книгах Крапивина нет зла. Есть. И не всегда оно получает по заслугам (Острова и капитаны). Но всегда есть те, кто выше этого.
Мне нравится фантастика в исполнении Крапивина. Он описывает с такой кажущейся простотой перемещения во времени, межпространственный туннель и пересечение параллельных прямых, рассчитанной на детей, что невольно начинаешь этому верить.
Начало книги - пролог - о мальчике Пете. Послевоенные годы - время тяжелое, но в детстве идут свои бои - в пионерах, между ребятами, со своей совестью, и лишь хор - отрада. Это детство - всего одно из многих.
Спустя сорок лет Петр уходит на "Иглу", и пока возится там с отладкой Конуса, на Земле пролетает немало лет. Выросли внуки, ушли товарищи, наука шагнула вперед, выросли проблемы общества.
Возвратившийся Петр бродит по городу, выискивая знакомые места - и выступление хора видит себя, двенадцатилетнего.
Эта книга страшнее других прочитанных мною не только в силу наличия поехавшего крышей маньяка. Тысячи беспризорных детей - в заключительной части книги и способ "спасти" их и общество шокируют. Здесь теряется то светлое, крапивинское, что я так люблю в его книгах, и проступает уродливая изнанка другой жизни.
Еще немного удивило наличие религии - это выглядело как попытка объяснения зла Полоза, будто сам по себе человек не может быть уродливым и ничтожным внутренне.
Но в целом - те же крапивинские мальчишки, даже если им уже пятьдесят, та же атмосфера приморского города, та же сквозящая в каждом слове надежда.