Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

28 ноября 2018 г. 12:00

1K

3 Хороший анекдот. Всем смеяться! Барабанная дробь! Занавес...

Выскажу крайне непопулярное мнение, но эта история слабовата.
Конечно, все знают этот фильм с Янковским в главной роли. В советские времена снималось много фильмов подобного рода, и особенно старался режиссер Марк Захаров. Его стиль - это вялотекущее, крайне затянутое повествование, прерываемое песнями и мало что значащими сценами. Тем не менее, фильмы его любимы народом, и с этим приходится считаться.
Основой послужила вот это самая пьеса Горина.
Чтение пьесы помогло лично мне, отвлекаясь от претенциозной игры актеров, от музыкальной темы, от всяких разных глубокомысленных цитат, вникнуть в сюжет и идею.
По Горину, Мюнхгаузен существовал, вот только никаких подвигов он не совершал, а все его истории - это без всякого сомнения вранье. Хотелось бы сказать, что вранье искусное, но... нет. Довольно неуклюжее и прямолинейное. Просто - "возьми да поверь!".
Но барону мало того, чтобы люди восторгались его выдуманными приключениями. Он посягает еще и на установленный порядок вещей. Он объявляет о существовании дня "тридцать второе мая".

В нормальном году триста шестьдесят пять дней шесть часов и еще три секунды... Это подтвердит вам любой астроном, даже не столь авторитетный, как я. Надо лишь подняться к звездам с хронометром и оттуда проследить за вращением Земли. Я это делал не раз. Марта может подтвердить! Итак - три секунды неучтенного времени. За годы эти секунды складываются в минуты, за столетия - в часы. Короче, дорогие мои, за время существования нашего города нам натикало лишний день!

Из-за этой фантазии барон срывает бракоразводный процесс и навлекает на себя вполне заслуженную ненависть города. Возникает напряженный и не очень забавный по своему содержанию конфликт. Родной сын хочет вообще убить Мюнхгаузена, а невеста по имени Марта проникается к нему недоверием и раздражением.
И тогда барон в конце первой части запирается в своем доме и застреливается, по крайней мере, слышен выстрел.
Во второй части его объявляют мертвым и даже читают речь. Однако ВНЕЗАПНО Мюнхгаузен объявляется живой и здоровый, Марта теперь его супруга, они живут вместе и даже воспитывают ребенка. Почему он жив, если до того был мертв, не объясняется. Ведь это не важно! Если даже он выстрелил в стену, кого тогда хоронили? Это не объясняется, потому что...

0:10

Что скажет представитель элитарного искусства, ценитель "прекрасного", если у него потребуют объяснить, каким образом Мюнхгаузен оказался жив?
"Вы просто неотесанное быдло, которое ничего не понимает в постмодернизме/экзистенциализме/кубизме/метареализме (нужное подчеркнуть)." - глоток кофе - "Вам важна только логика, чтоб вам все объяснили и разжевали. Это вообще неважно, жив он или нет. Это аллегория! Высокое искусство!"- глоток кофе - "Идите и читайте ваши вонючие детективы, там все понятно. Автору виднее, он так видит!".
По идее во второй части Мюнхгаузен должен был стать очень серьезным и скучным, в противоположность себе прежнему. Так предписывают законы комедии абсурда, ведь абсурд здесь заключается и в том, что после его мнимой смерти все внезапно полюбили лживого барона. Но нет, он остался прежним, и та история никак не повлияла на него. Он продолжает вести себя как юродивый, изображая дурака из себя и делая дураков из окружающих. Окружающие же ведут себя, как предсказуемые болванчики - то есть, все знают, что Мюнхгаузена нельзя воспринимать серьезно, с ним не надо вступать в диалог, это просто наглый тролль. Но они все так удивляются, когда он выдает очередную шутеечку, словно это происходит в первый раз. Чем он и кормится...
Наконец барон по собственной инициативе решает-таки показать наглядно, что он не балабол, не тварь дрожащая, а самый настоящий супергерой. Решает улететь на Луну верхом на ядре и показать это всем. То есть в самом буквальном смысле дать выстрелить собой из пушки.
Этот поворот сюжета был бы весьма забавен и при этом трагичен, если бы барон не проявил здесь инициативу сам. Вот если бы его вынудил к этому город, я бы еще понял, но поскольку его никто не вынуждал, а он сам решил совершить акт самоубийства, остается только развести руками.
Перед "полетом на Луну" барон включает обидку и выговаривает Марте, что та в свое время отреклась от него (самое время!). Ее просьбы ее простить и заверения в любви его не трогают, он говорит, что это "не то".
Потом внезапно в самый решающий момент барон заявляет, что на Луне не был и туда направляется. И вообще красиво съезжает с эксперимента и говорит, что пойдет туда пешком. А люди, видите ли, слишком серьезны и не понимают шуток. И он просто уходит со своей Мартой, которую, видимо, тут же... простил?!

Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

Подожди-ка, барончик, но из всех персонажей пьесы именно ты делал глупости, и с самым серьезным выражением лица. Поэтому твои нотации здесь несколько неуместны, ну... какая от них польза?!
У меня сложилось впечатление, что данная пьеса - это гимн индивидуализму в самом худшем смысле. Есть известная фраза, что бытие определяет сознание, и так оно и есть. А Горин как будто пытается доказать, что все наоборот. Сознание веселого барона Мюнхгаузена все определяет. И вообще все, что произошло в пьесе, произошло в воображении барона.
Стало быть, нам, простым обывателям, если мы хотим чем-то запомниться, стать особенными, добиться уважения, нужно творить не реальные дела, а создавать иллюзию собственной значимости. Горин стоит на такой позиции вполне серьезно, потому что всеми силами, каждой фразой, пытается поднять значимость барона и вызвать у читателя к нему уважение. Ведь смотрите, какой он забавный, какой остроумный, посмотрите. какие вокруг него тупицы, шуток не понимают, посмеяться над собой не хотят, скучные и занудные!
Да, не всем людям дано шутить и создавать вокруг себя ореол необычного и незаурядного человека. Многие люди интроверты, замкнуты в себе и неразговорчивы. Но при этом они изобретают вещи, открывают звезды и даже лечат и учат других людей.
А Мюнхгаузен просто ноль, пустышка, лишний человек. Явление вредное и нелепое по своей сути. Представитель "творческой интеллигенции", голый король.
Фильм тащат, на мой взгляд, актеры, играющие во многом самих себя и те роли, которые они играли до того. Они наслаждались самим процессом, и зрители наслаждались вместе с ними. Но убери всю эту актерскую игру, всю эту имитацию жизни, и мы увидим ноль смысла и фунт презрения к человечеству со стороны человека, который сам потерял смысл жизни и стал грустным клоуном.
Кроме того, в фильме Мюнхгаузен все-таки лезет по лестнице к пушке, видимо, намереваясь совершить выстрел самим собой и погибнуть. Режиссер Захаров не идиот, он понимал, что если Мюнхгаузен просто уйдет, это будет фарс.

Комментарии


У меня сложилось впечатление, что данная пьеса - это гимн индивидуализму в самом худшем смысле.


ТЕПЛО!

Есть известная фраза, что бытие определяет сознание, и так оно и есть. А Горин как будто пытается доказать, что все наоборот.


Интересно, кто бы мог быть автором этой "известной фразы? (см. К.Маркс)

Стало быть, нам, простым обывателям, если мы хотим чем-то запомниться, стать особенными, добиться уважения, нужно творить не реальные дела, а создавать иллюзию собственной значимости.


Вполне "жизненная" позциия в эпоху "виртуальной экономики"/"денег из воздуха" = государственно-монополистического капитализма на корню душащего не то, что конкуренцию, а буквально ВСЕ ЖИВОЕ (см. хотя бы бум ЛГБТизма).

Да, не всем людям дано шутить и создавать вокруг себя ореол необычного и незаурядного человека. Многие люди интроверты, замкнуты в себе и неразговорчивы. Но при этом они изобретают вещи, открывают звезды и даже лечат и учат других людей.


При капитализме (см. с 1991 г. - на 99/100 планеты Земля) если у этих "других людей" НЕТ ДЕНЕГ = они НЕ люди!

Фильм тащат, на мой взгляд, актеры, играющие во многом самих себя и те роли, которые они играли до того. Они наслаждались самим процессом, и зрители наслаждались вместе с ними. Но убери всю эту актерскую игру, всю эту имитацию жизни, и мы увидим ноль смысла и фунт презрения к человечеству со стороны человека, который сам потерял смысл жизни и стал грустным клоуном.


См. выше про "виртуальную экономику" = жизнь - театр, а люди в нем...

Кроме того, в фильме Мюнхгаузен все-таки лезет по лестнице к пушке, видимо, намереваясь совершить выстрел самим собой и погибнуть. Режиссер Захаров не идиот, он понимал, что если Мюнхгаузен просто уйдет, это будет фарс.


См. также Госкино СССР = "великое и ужасное" цензурище стоявшее на пути излишней фарсовости!


По мне так барон — банальный эгоист, пусть и интересный человек. Мораль всей пьесы: "гению все должны, а он всем остальным — ничего". Хотя и остальные хоть сколько-нибудь персонажи неприятны.


Под таким девизом живут многие представители творческой интеллигенции.


Точнее, богемы. В худшем смысле этого слова.


Умереть за Правду я еще понимаю, но умереть за Ложь - это уже перебор. Ах, он настаивает, что у него не Ложь, а фантазии... но фантазии не должны никому вредить, а тут... не могу простить ему бракоразводного процесса, где он не смог подождать всего лишь денек и не сообщить то, что никому не нужно - правда это или выдумка...