Больше рецензий

tirrato

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 ноября 2018 г. 16:12

515

5

С Сарой Мосс я познакомилась в этом году, начав с "The Tidal Zone", которая меня очень впечатлила и точно вошла в личный список лучших книг года, а в этот раз пришло время самой свежей книги писательницы, и этот роман очень сильно отличается от предыдущего по настроению, жанру и тематике, но ни в коем случае не по качеству.
Начиная читать, лучше всего знать про эту книгу как можно меньше, но в двух словах я про сюжет всё же скажу. Повествование ведётся от лица Сильви — девочки-подростка из шотландской провинции. Она и её семья присоединяются к выездному курсу экспериментальной археологии: группа людей выезжает на природу и пытается жить так, как жили люди в изучаемый период истории, в данном случае Железного века. В группу входят профессор, несколько студентов и, собственно, семья Сильви. Её отец, просто водитель автобуса, заворожён историей и бредит скрепами и традиционными устоями. На самом деле, несмотря на все свои знания выживальщика, он просто домашний тиран, для которого важнее всего упивание властью. Он вымещает свою злость на жене и дочери, наслаждается ролью добытчика и защитника, и глазами Сильви он всё ещё божество, но в её сознании уже появляются сомнения, когда она видит, как живут другие люди.

Осторожно, в этой книге триггеры на насилие в семье, и я не шучу, меня тоже проняло.

Этот роман вызывает очень противоречивые, но однозначно сильные эмоции. Одновременно сочувствие и жалость к девочке, ненависть к её отцу и офигевание от того, насколько легко с некоторых людей слетает всякий налёт цивилизованности, стоит им только получить карт-бланш.

Несмотря на небольшой объём романа, персонажи раскрыты потрясающе. Сама Сильви, зашуганная девочка, которой стыдно перед другими подростками за свою семью и которая при этом ещё не до конца понимает, почему то, как ведёт себя её отец, плохо и неприемлемо. Элиссон, мать Сильви, абсолютно инертная женщина, такая же жертва, как и Сильви, да, но при этом в каком-то смысле оправдывающая насилие над дочерью: "ну, ты же сама его спровоцировала!", "надо помнить, что его легко разозлить", "ты это делаешь нарочно". Профессор, который, несмотря на очевидные всем остальным проблемы в семье Сильви, закрывает на них глаза и предпочитает вести "мужские" разговоры с отцом. Пит и Дэн, студенты-фон, в которых вроде бы виднеются проблески интеллекта, эмпатии и современного взгляда на мир, но которые идут на поводу у взрослых без всякого стеснения, высказывая беспокойство только когда всё заходит уже слишком далеко. Молли, молодая девушка-студентка, которая единственная из всего этого стада хоть что-то делает, высказывает своё мнение, вступает в конфликт с отцом Сильви, чем и заслуживает прекрасного определения "spoilt bitch". Молли вызывает в Сильви восторг, граничащий с поклонением: она не стесняется своего тела, она не терпит принуждения и указаний, не боится нарушать правила, если они ставят под угрозу здоровье, безопасность и комфорт себя или других.

Фоном для всей истории служит история о болотных людях — трупах, которые находили в болотах. Есть версия, что некоторые из этих людей были жертвами, принесёнными богам, подвергались издевательствам и насилию перед смертью. Эту историю смакует и рассказывает всем окружающим отец Сильви в качестве примера того, как древние люди обходились с человеческой жизнью.

Этот роман написан так, что не может оставить равнодушным никого. Он не осуждает словами автора, но рисует крайне детальную картину дисфункциональной семьи, которой не место в современном обществе. Существует множество людей, оправдывающих насилие и жестокость "скрепами", "традиционными ценностями" и "а раньше трава была зеленее", но это наносное, а в основе этих людей лежит любовь к насилию и боли других.

Это страшная книга, но она однозначно стоит прочтения, а Сара Мосс прочно стоит теперь в ряду моих любимых современных писательниц. Это было восхитительно.

Источник