Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 ноября 2018 г. 21:29

3K

4.5 ... Всего лишь легенда

Всего лишь легендой называет свой роман о святой Елене, матери императора Константина, писатель и публицист Ивлин Во. Агностик в молодости, позже он принял католичество, что в те годы разочарования в вере было делом довольно необычным. Помимо своих знаменитых романов, он написал биографии святого Эдмунда Кэмпиона и католического религиозного деятеля и писателя Рональда Нокса, известного всем любителям классического английского детектива.

Поскольку история нам оставила только одно бесспорное свидетельство жизни святой Елены – обретение ею креста, на котором был распят Иисус Христос, а вся остальная ее жизнь теряется во мраке веков, автор предлагает нам свою беллетризованную версию этой жизни. Не имея намерения делать из своего романа еще одно житие святой, заполненное чудесами и невероятными совпадениями, как это принято в церковных панегириках, он создает такое художественное произведение, в котором, по его собственным словам

Там, где авторитетные источники противоречат друг другу, я отдавал предпочтение не самому правдоподобному варианту, а тому, который казался мне интереснее; там же, где они вообще хранят молчание, я давал волю фантазии.

В глазах же современного читателя его роман выгодно отличается от церковной литературы, в первую очередь наличием бесспорного таланта автора.

У него Елена – дочь британского короля Коля, верховного вождя триновандов, потомка Энея и Брута, в которую внезапно влюбился находящийся с секретным заданием в Британии будущий император Западной Римской Империи Констанций Хлор. Как принцесса, она была хорошо образована, а как британка, обладала сильной волей вкупе со здравым смыслом. Ей повезло еще до развода, так необходимого Хлору в его стремлении к верховной власти, разочароваться в своем муже и посвятить первую половину своей жизни воспитанию сына, а вторую, когда сын отправился к отцу, спокойному обеспеченному существованию хозяйки обширных земель вместе с невесткой и внуком. Автор рисует ее женщиной, с юности умевшей отделять истинное от наносного, задающей прямые вопросы и требующей на них прямых ответов, не желающую принимать ложную сложность окружающего её мира. Она говорила: "Всю жизнь я задаю вопросы, которые оскорбляют чувства верующих", поэтому и не желала принимать постулаты веры вслепую. Наверное, как раз это и привело ее в положенное время к христианству. Спустя всего два столетия после распятия Христа, эта вера не была еще усложнена более поздними догмами, а реальность существования Спасителя, творимые им чудеса и самое главное произошедшее с ним чудо воскресения никем не подвергались сомнению. Ее разум и воля позволили ей пройти путем немногих: она не размышляла о том, что найти крест, на котором казнили Иисуса, невозможно, она просто отправилась в путь и совершила то, что все считали невыполнимым.

Еще в школе познакомившись с такими авторами, как сестры Бронте, Конан Дойль, Уилки Коллинз, Стивенсон и навсегда отдав свое сердце классической английской литературе, я плавно перешла к литературе начала XX века и, подхватив где-то «Офицеров и джентльменов» Ивлина Во, которых у нас охотно в то время издавали, как жгучую сатиру на «их нравы», была жестоко разочарована развенчанием мифа о чести и благородстве английского джентльмена. И почему тогда мне не попалась его «Елена»? (вопрос риторический, произведение на религиозную тематику, ее и перевели-то у нас уже в 2000-х).

Но и в этой книге автор не отказывает себе в удовольствии иронизировать в присущей ему едкой манере над институтами власти Римской Империи того времени, открывая нам истоки знаменитого византийского коварства. Не каждая мать может похвалиться, что ради нее сын уморил жену, но Ивлин Во именно так трактует дошедшие до нашего времени факты. К весьма предвзятым портретам императора Константина и его окружения прилагается далекая от благости инструкция о том, как стать христианской святой, не будучи христианской мученицей – достаточно лишь родиться британской принцессой, вовремя встретить римского легионера, родить от него удачного сына, и, прожив всю жизнь в достатке и почете, под старость принять новую веру и совершить для этой веры одно из самых прославленных деяний. А Константин, поощряя новую религию, которая предписывала смиренно склоняться пред властью и терпеливо сносить все невзгоды в расчете на будущее блаженство, сам будет креститься лишь в конце жизни, чтобы все прежние грехи оставить за порогом крещения, а в новой жизни не успеть нагрешить. Правда, еще он основал Константинополь, за что христиане-потомки простили ему даже гвоздь со Святого Креста, вплавленный в удила его коня, сделав его равноапостольным святым вместе с матерью.

Стараясь найти объяснение совсем уж чудесным событиям, связанным с обретением святыни, автор совмещает две легенды: о вещем сне, в котором Елене было рассказано о местонахождении деревянных балок, служивших основанием и перекрестием крестов Спасителя и двух казненных вместе с ним преступников, и притчу о Вечном Жиде, который подсказывает Елене в этом сне, где их можно отыскать, поскольку был современником и свидетелем этих событий. Но мне здесь более реальной представляется отброшенная автором легенда о местном еврее, просидевшим по приказу Елены восемь дней в колодце и в конце концов раскрывшим ей эту великую тайну.

И всё же, всё же автор, несмотря на весь свой цинизм, верит:

Но дерево креста пережило все. В виде щепочек и стружек, положенных в драгоценные ларцы, оно объехало весь мир, и повсюду его встречали с ликованием.
Ибо это доказательство. Это несомненный факт.
Гончих, сбившихся со следа, сзывает чистый звук охотничьего рога, слышный далеко в чаще. Елена снова наводит их на след.
И слышим мы ее голос, перекрывающий гомон ее и нашего времени, и несет он нам Надежду.

И хочется поверить ему тоже :))

Долгая прогулка-2018. Команда "Решительные леди Гилеада" в составе: капитан majj-s , участники Melkij_Parazit , tatianadik .

Комментарии


о Вечном Жиде, который подсказывает Елене в этом сне, где их можно отыскать, поскольку был современником и свидетелем этих событий. Но мне здесь более реальной представляется отброшенная автором легенда о местном еврее, просидевшем по приказу Елены восемь дней в колодце и в конце концов раскрывшим ей эту великую тайну.


На Божественное откровение надейся, но еврея держи в колодце.

Ивлин Во не мой писатель. В "Офицерах и джентльменах" люблю одно только место, когда Гай (так же звали?) лежит в лазарете после спасения на море и видит белизну. Это очень хорошо, если в "Елене" есть хотя бы один выход на такой уровень, думаю - книга хорошая. Но читать Во остерегусь.


На Божественное откровение надейся, но еврея держи в колодце.

Хорошо сказано!
До "Возвращение в Брайдхед" все-таки хочу добраться, стоит же бумажная на полке!


Как соберешься, свистни. Я присоединюсь.


Обязательно! :))