Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

29 октября 2018 г. 09:59

1K

4

Была ли его жена несчастна? Печально, конечно, но это было, в конце концов, ее проблемой.

После кондового и неудобоваримого языка Кристин Ханны стиль повествования Ричарда Йейтса бальзамом пролился на мою измученную душу. Йейтс - настоящий мастер психологической драмы, причем эту самую драму он создает буквально из ничего, практически на пустом месте.

Фрэнк и Эйприл женаты довольно давно, по крайней мере достаточно давно для того, чтобы родить двоих детей и купить хороший дом в очаровательном предместье, то есть создать то, что обыватели называют семьей. Их проблема состоит в том, что они отказываются называть себя обывателями, отказываются признать, что течение их жизни вошло в русло обыденности и привычки. Нет, Фрэнку и Эйприл этого мало, они не могут удовлетвориться маленькими радостями, им нужно что-то большее, что-то необыкновенное. По большому счету, Фрэнк и Эйприл живут мечтами и иллюзиями, им кажется, что где-то там, за горизонтом, их ждет большая и настоящая жизнь, полная невероятных событий, искренних чувств, интересных людей. Окружающая действительность кажется пресной и унылой, окружающие люди - банальными и скучными. Мы встречаем их в момент кризиса, когда Эйприл принимает участие в провальном любительском спектакле, где отнюдь не блистает. Пара приходит к решению покинуть Штаты и перебраться в Европу, где, как они считают, все будет иначе, трава станет зеленее, а существование осмысленннее. Кризис касается не только их взаимодействия с окружающим миром, но и отношений друг с другом. Постепенно оба понимают, что брак стал для них не гаванью, а оковами.

Читать такую книгу одновременно любопытно и странно. Любопытно, потому что Йейтс блестяще препарирует отношения в паре, сосуществование двух совершенно разных людей. Странно, потому что их проблемы выглядят в какой-то мере надуманными и искуственными. Странно видеть, как взрослые люди, у которых в общем-то всё есть, мечутся в поисках чего-то им самим непонятного.

Возьмем Эйприл. Эйприл - красивая неглупая женщина, чья основная проблема в том, что ей нечем себя занять. Целые дни она проводит в своем очаровательном доме со своими очаровательными детьми, готовит еду, убирается, смотрит телевизор, читает журналы, курит, размышляет. На мой взгляд, у нее слишком много свободного времени. Если бы она после работы бежала в магазин за продуктами, потом в сад забрать детей, потом в темпе вальса готовила ужин, гладила постиранное в прошлом месяце, а затем писала бы какой-нибудь дурацкий отчет, то весь этот геморрой с Европой просто не пришел бы ей в голову. Но налаженный быт не дает больной голове покоя, и вот уже наша героиня своими фантастическими планами выносит мужу мозг.

Ну или возьмем Фрэнка. Фрэнку когда-то внушили, что он - гений, только забыли рассказать, в чем именно. И вот простой славный парень уверяет себя, что он "не-такой-как-все", что он особенный, что он талантливый, что он непонятый. Жил бы он в какой-нибудь янгэдалтовской реальности, то мог спасти мир, но, увы, живет он не в сказке, а в Коннектикуте, ездит на работу на электричке, мается в душном офисе, приударяет за симпатичной секретаршей, которую неделю забывает покосить лужайку, читает детям на ночь, терпит истерики жены. Все как у всех, но как же не хочется себе в этом признаваться, как же хочется быть исключительным и жить исключительно. Вот и поверил Фрэнк в фантазии Эйприл, поверил, устремился, но как же боязно, как же страшно идти навстречу мечте...

Основной плюс Фрэнка в том, что он все-таки нашел в себе силы признать свою обыкновенность. Основной минус Фрэнка - его страх и его эгоизм. К сожалению, он не смог признаться жене, что его все устраивает, что жизнь у него неплохая, работа непыльная, секретарша симпатичная, дом уютный, виски не переводится. Вместо этого он внушает Эйприл чувство неполноценности, и она его раскусила, но поздно.

Вообще, Йейтс мастерски раскрывает нам всю степень духовной пустоты и эгоизма главного героя. В начале мы видим хорошего мужика, которому жена выносит мозг. Мы, конечно, жалеем Фрэнка и становимся на его сторону. Мы, конечно, негодуем из-за беспричинных истерик Эйприл. Но постепенно, очень медленно, нам открывается истинная драма: отсутствие способности и желания понять друг друга. Да, я считаю, что Эйприл истерит на пустом месте. На пустом месте для меня, но не для нее. Для нее все это очень важно, и если со своими проблемами, со своими переживаниями она не может пойти к самому близком в теории человеку - мужу, - то куда же ей идти? Где та спасительная гавань, где те надежные объятия, в которых она наконец сможет отдохнуть и найти себя? Всю книгу они говорят о поиске себя и своего пути Фрэнком, но где же здесь личность Эйприл? Неужели все, что она может, это рожать детей и заниматься домом? А если она больше не хочет детей, имея в анамнезе уже двоих, то психически нездорова? При этом сам Фрэнк тоже не фанат отцовства, но в его душевном здоровье ни у кого сомнений не возникает.

Так как я читала книгу в списке лучших книг об Америке, Коннектикут, то надо сказать пару слов о том, как здесь изображен сам штат. Примерно так я себе Коннектикут и представляла: буржуазное предместье, очаровательные одноэтажные и двухэтажные домики, тишь, гладь и благодать. Сам Йейтс говорит, что Коннектикут - плохая декорация для драмы: слишком светло, слишком чисто, слишком уютно. Тем не менее, у него получилось.

Резюмируя, скажу, что книга прекрасная, но печальная.

Прочитано в рамках Игры в классики, тур 12-й

Комментарии


Жил бы он в какой-нибудь янгэдалтовской реальности, то мог спасти мир, но, увы, живет он не в сказке, а в Коннектикуте, ездит на работу на электричке
Жизнь... - боль!)))


Не то слово, какая боль. Поняла, кстати, что меня бесят люди, ждущие от жизни чего-то необыкновенного. Вот однажды как случится... Не случится, а жизнь надо ценить такую, какая есть. И реализоваться можно не только в парижской мансарде, поплевывая на Нотр-Дам)


Юношеский максимализм, не все его перерастают.)


Ага, не все. Но тут у людей двое детей, и все равно ни какого признака зрелости


Дети ума не добавляют.:)


А должны бы)


Отличная рецензия.А я кстати подзабыла, что он её убеждал,что она "ненормальная".
Но думаю, это примета времени,он реально думал, что для женщины это неестественно.Это сейчас чайлдфри почти норма.А раньше,тем более если люди верующие, такого варианта, как аборт вообще не предусматривалась.Всеж они семья, "любят" друг друга, думаю он искренне хотел чтоб все наладилось и видел проблему только в негативном восприятии жены


он реально думал, что для женщины это неестественно.

Но сам-то он ребенка не хотел и очень четко об этом говорит.

если люди верующие

Ну вот это явно не про Фрэнка)

видел проблему только в негативном восприятии жены

А здесь соглашусь. Мне было его очень жалко, он так всегда надеялся на ее интерес и поддержку, то как он проигрывал их разговоры в голове, а она была так к нему равнодушна...


То что мужчины отличаются от женщин и к детям, по природе своей, относятся по разному -раньше было очевидно, поэтому то, что Френк не хотел ребенка кажется ему естественным, а вот что женщина может не хотеть -это для Френка признак её ненормальности.И так хорошо же укладывалась это в его картину мира -трудное детство у жены,надо ее "полечить" и все наладиться. Даже Эйприл ведь на эту версию повелась.
По крайней мере мне так показалось.


Мне показалось, что она сделала вид, что повелась.


А зачем тогда отложила аборт,зачем дотянула до последнего? Мне кажется, что она до последнего сомневалась.Т. е. если бы не его страшные слова, то наверное и не решилась бы на такой риск,а так мысль, что ни ему ни ей ребёнок не нужен, придала сил.


Да, наверное ты права. Под "не повелась" я имела в виду, что вряд ли Эйприл всерьез считала, что психически больна. Забавно, что именно Фрэнк в итге стал посещать психоаналитика. Своеобразная ирония


Фильм по этой книге тоже шикарный.


Это именно тот фильм, с которого я начала любить Леонардо ДиКаприо)))