Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 октября 2018 г. 15:05

1K

3

картинка winpoo

Это оказалось очень средненькой пугалкой-развлекалкой, пытавшейся выдать себя за психологический триллер. И если в завязке попытку еще можно было счесть хоть сколько-то удачной (провинциальная психиатрическая клиника, сотрудничество героя с великим ученым, эксперименты с лечением шизофрении сном), то к концу это выродилось в полную ерунду. Конечно, спекулировать на китайском «Сне Чжуан-цзы» и на психиатрических новациях середины XX века можно сколько угодно, но чтобы не впасть при этом в скучный примитив, надо было бы иметь хороший замысел и оригинально развивать его. Реально же здесь было недостаточно всего: тайны, мистики, героев, интриг, любви, подробностей, разгадок. Все очень плохо проработано и оставляет впечатление вторичности и незавершенности: сестра Мэри нервничает, отгоняя зло молитвенником, никто не идет на откровенный разговор, кровати двигаются по комнате, кольца теряются и находятся, книги падают, карандаши катаются по столу, неясные силуэты осуществляют неясные прикосновения, елочные куклы раскачиваются на ветках, ручки дверей поворачиваются… - все, как в фильмах класса B-movie, так и хочется спросить: и что же дальше? Что новенького и интересненького приготовил для читателей автор? Какие козыри внезапно вытащит из рукава? А никаких!

Главный герой, психиатр Джеймс Ричардсон, от лица которого почти до самого конца ведется повествование, – заурядный персонаж, чья профессиональная и личная жизнь совершенно не увлекают. Даже его любовные отношения с Джейн носят какой-то неполноценный и вымученный характер. У психиатрического светила Хью Мейтленда вместо обещанной в аннотации харизматичности обнаруживается лишь скрытая угроза, склонность к манипуляциям и шантажу, передергивание фактов для оправдания своих научных фантазий и ничем не оправданный врачебный фанатизм. На гениального безумца он не тянет, но и до подлого злодея, выполняющего задание ЦРУ, ему далеко. Сцена, когда «спящие» объявляют ему своеобразную войну, ничего, кроме смеха, не вызывает. Совершенно непонятны его отношения с женой - так есть она у него или нет? Еще на страницах книги мелькают несколько второстепенных персонажей (медсестры, больные, врачи-визитеры, случайный попутчик, тоже оказавшийся больным, некая внезапно скончавшаяся женщина), но зачем они там, не понятно, похоже, просто декорируют текст и заполняют явные пустоты сюжета. Видимо, эту же функцию выполняет обложка, по смыслу никак не связанная с содержанием.

Ожидаемые события в «комнате спящих» сводятся к эпистолярным историям болезни, процедурам электрошока и дежурствам сестер, то есть само средоточие сюжета оказывается содержательно пустым. Именно в нем вообще не происходит ничего, кроме того, что однажды женщины не просыпаются и, как кажется герою, видят общий сон – но поскольку за этим эпизодом не следует никакого продолжения, остается только догадываться, что намеревался написать автор. Ключевой эпизод с пожаром тоже не мотивирован и не имеет никакого значения для сюжета, кроме прерывания цепочки событий, которую автор не смог или не захотел объяснять. А после якобы оригинального «переворота», когда мы обнаруживаем, что доктор Ричардсон вовсе и не доктор, а пациент, не происходит ничего, кроме нелепо притороченных друг к другу компиляций. Не украсили книгу и невнятные пинки в сторону психоанализа. Все эти убогие авторские фантазии оказалось чеховским арсеналом из висящих, но так и не выстреливающих ружей.

И - вместо рекомендации: некоторым книгам хочется сказать: «Добро пожаловать в мою жизнь!», а эту просто хочется послать на…