Больше рецензий

22 октября 2018 г. 11:30

230

Рецензия на книгу Олега Ермакова « Радуга и вереск»
Этот русский город Смоленск поляки называли замком. А русские — крепостью на западе своего царства. Здесь сходятся Восток и Запад. Весной 1632 года сюда приезжает молодой шляхтич Николаус Вржосек. А в феврале 2015 года — московский свадебный фотограф Павел Косточкин. Оба они с любопытством всматриваются в очертания замка - крепости. Обоих ждет любовь: одного — к внучке иконописца и травника, другого — к чужой невесте. И легендарная летопись Радзивилла дает возможность почувствовать дыхание далеких времен, ведь недаром ее миниатюры называют окнами в мир Древней Руси. А окнами в мир современности оказываются вдруг черно-белые фотографии Павла Косточкина, легкость восприятия текста, запечатление ускользающего высшего проявления жизненной сути человека... Что может быть прекрасней?! Герои произведения - поляки и офицеры прописаны в живописном фольклорном стиле, что вызывает восхищение. Очень символичная и насыщенная гамма ощущений! А умение автора настроить читателя на познавательное и полезное чтение – разве не призвание каждого писателя?! Спокойный, меланхоличный фотограф удивляет легкими неброскими вспышками оригинальности. Присутствие ярких, торжественных моментов - также удачный прием писателя, они насыщают эмоциональный фон книги, удивляя неожиданностью проявления. У фотографа есть три ракурса: его видение объекта, видение через фотоаппарат и результат – иное, третье измерение, то, что воспринял читатель. Очень важен психологический настрой автора, который в тексте просто завораживает лиризмом и спокойствием повествования. «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого», размышляет фотограф.
Проблема этики фотографа - ценить уникальность каждого проявления красоты, гармонии, смысла, переходя на понятие бытие. Читательская аудитория привыкла к остросюжетному шокирующему блеску, а тут серая провинция глазами ценителя шедевров. Трогает отношение главного героя к людям – оно не современное, ценящее и изучающее. Очень позитивное, требующее своей законности в нынешнем восприятии. Отлично воспринимается обращение к истории Руси и Польши – союзники и соседи, наши государства потенциально разные и, соприкасаясь, порождают яркие, эмоциональные события различного плана. Обращение к Польше с её уникальной культурой, искусством, традицией – задача не простая, как для писателя, так и для читателя. дождящему свету», «необходимость возврата. Зачастую, для получения эффекта читабельности, автор использует технические приемы, которые просто излишни, поскольку самобытность и оригинал повествования в изложении не требует иного, кроме авторского присутствия. Но, следуя моде инноваций, к сожалению, в современном мире литературы, используются фоны ранее получивших признание, премии, престиж произведений. Фон объекта описания автором наиболее ценен, красочен, уникален. Так мы любуемся текстами летописей лет давних, и отдельно читаем их переводы на современный язык.
Смоленск – город редкой исключительности - исторической, национальной, символической –– завораживает и дает увидеть красоту польской уникальной культуры и искусства. Роман О. Ермакова настраивает на созерцание и размышление, погружает в историю и современность, смысл которых – стать утонченней, глубже, реалистичней ко всем проявлениям и формировать мир, насыщенный любовью, вниманием и красотой бытия в нашей повседневности.