Больше рецензий

22 октября 2018 г. 03:47

2K

4 Эдип Производящий

Homo faber - "человек-деятель", "производитель" - не столько название романа Макса Фриша, сколько определение человека новой, технологической эпохи, в которой прагматизм, рационализм и здоровый цинизм пришел на смену "сентиментальностям" человеческой цивилизации, ассоциирующимся с духовой и культурной жизнью человечества.
Главный герой романа, Вальтер Фабер, - это тип человека-производителя, для которого характерны выше указанные черты целой эпохи. В первой композиционной части произведения писателем дается подробное описание данного типа, который складывается как из внутренних монологов и рассуждений Фабера, так и из его поступков и отношений с окружающими людьми; во второй части первое впечатление читателя начинает постепенно разрушаться, словно на темно-сером, мрачном фоне проступают необычайно яркие мерцающие светлые тона. Хотя скученность и обилие описательных деталей (сюжетных, в том числе) могут показаться монотонными и тоскливыми, роман дочитать до конца все-таки стоит по нескольким причинам (разумеется, их довольно много, но я обращусь к самым, на мой взгляд, весомым):
1. Мастерски изображенная метаморфоза главного героя. Всю книгу можно представить в виде глубокого академического портрета, на котором отображены человеческие противоречия и страдания. В результате повествования мировоззренческая база героя проверяется на "прочность", что необходимо для поиска ответа на такие вопросы, как: "Что ожидает человека-производителя"?; "Счастлив ли он"?.
2. Увлекательные сюжетные решения.
3. Книга - одна большая аллюзия на европейскую культуру. Хотелось бы обратить отдельное внимание на отсылки к известным литературным текстам, которые позволяют проявить сущность "человека производящего" и привести его внутренний мир в движение: здесь и "Царь Эдип" Софокла, и "Человек из Сан-Франциско" Ивана Бунина, и "Смерть в Венеции" Томаса Манна. Конечно, цитирование не прямое и конкретное, а на уровне отдельных мотивов.
Остановимся на одном из них - миф о царе Эдипе. В романе Макса Фриша трагедия царя, поверженного роком, "переворачивается", сохраняя при этом основной мотив преследующей по пятам судьбы, коварной и жестокой. В произведении Фриша этот мотив служит отправной точкой для изменения внутреннего мира героя и его упокоения. Вальтер Фабер - "Эдип Производящий", сраженный не волей Богов Олимпа, а силами и технологической эры, изначально не позволяющей человеку такой роскоши как духовное развитие, и естественных процессов увядания и смерти, не позволяющих, в свою очередь, начать духовную и глубокую жизнь с нуля.