Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 октября 2018 г. 20:12

2K

5 Кто как умеет... тот так и верует

Очень трогательная и атмосферная пьеса) Странствующие рыцари (Луис, очень похожий внешне на Дон Кихота), прекрасная дама сердца (Дульсинея в земном обличьи - Альдонса), море поклонников и серенады под окном (правда, не совсем серенады и не совсем под окном, а ночью в поле, но сути дела не меняет)

Погибает самотверженный и благородный Дон Кихот, а его верный оруженосец решает отыскать-таки ту, которой его господин когда-то посвятил свои подвиги. И - удивительное дело - находит. Зовут ее Альдонса, она крестьянка, а вовсе не дама знатного происхождения и с момента их нежданной встречи начинают происходить в ее жизни странные события и испытания (и не всегда приятные).

Одним из испытаний в ее жизни станет встреча с умным, образованным, интеллигентным Луисом, которого она успевает полюбить, а потом выясняется, что он не может ответить ей взаимностью, потому что готовится посвятить свою жизнь Богу...

Луис. Но вы обо мне вообще никакого представления не имеете! В ваших глазах я ничтожный семинарист, с которым вы можете делать все, что вам заблагорассудится! Так нет же, о прелестная! Тут ты здорово ошиблась! Может быть, вот здесь (он указал на свою грудь) — я свободнее и мудрее вас всех! Вы жалеете меня, я несчастный человек? Что же! Я, как тайный дар, храню свое право быть несчастным! И это мое дело. И это никого не касается.

Замечательный юмор, прекрасный язык и интересные персонажи, только обрывается как-то резко, на самом интересном месте) Много размышлений о смысле жизни и настоящей любви, призвании, вере, чести.

Альдонса. Кто как умеет... тот так и верует. Я верующая в любовь и ласку. А кто никого не любит — тот грешник.

Луис. Да, я мог бы полюбить вас так, как едва ли смог бы кто-либо другой! Никогда, ни в чем не обидел бы вас, как сейчас я молюсь небу!.. Но вот это как раз мне и страшно.

Альдонса. Я не понимаю...

Луис. Это трудно объяснить, но... я попытаюсь. Люди любят по-разному. Одни ищут наслаждения и счастья для себя или прежде всего для себя. А другие, и я такой, жаждут радости только для любимого человека. Если он счастлив моей любовью — то и я счастлив. Если ему плохо — то мне хуже стократ.

5 баллов из пяти (единственное замечание: перед прочтением пьесы неплохо бы ознакомиться с первоисточником, потому что в пьесе много существенных отсылок к произведению Сервантеса)

Прочитано в Клубе "Драматургия"

Комментарии


А как вы сами понимаете, о чем и зачем написана пьеса? Только о любви?


Зачем? - не знаю.
О чем? - об истинном призвании, о миссии, как сейчас принято говорить во многих книгах по психологии и менеджменту, об истинном благородстве, о настоящей вере, о том, как жить согласно своим принципам и как важно их иметь, ну и конечно, о любви, причем не только о том, что есть настоящая любовь, но и том, как важно отличать созданный тобою мысленно образ другого человека от его фактической сущности, как любить реального человека, а не его внешнее отображение или идею о нем.

Я вот, к сожалению, давно читала Сервантеса (не освежила в памяти перед прочтением пьесы Володина), поэтому не могу точно сказать об идейной направленности пьесы, здесь много отсылок, надо будет как-нибудь перечитать.


Я к тому, что просто рассказ о любви - не повод для пьесы. Должно быть что-то еще.
И вот это "что-то" очень сложно определить. Вот вы пишете о поиске истинного призвания, или истинного благородства, а я вот всего этого совсем не увидела....
Это все важно, но разве это есть в пьесе?

Только необходимость жить согласно своим принципам.


На мой взгляд, рассказ о любви - тем более о такой всеобъемлющей (это и любовь к делу своей жизни - Дон Кихот ведь умер в физическом мире, но есть ведь и продолжатели его дела, и вообще его имя живет в сердцах и памяти других людей, и любовь к Богу, и любовь к женщине) - отличный повод, но это первая пьеса, которую я прочитала у Володина, поэтому не берусь судить о проблематике его творчества, мотивах к написанию его произведений и т.п.

А призвание ищут в той или иной степени все герои пьесы. Но вот находят ли? Дульсинее, например, просто не суждено быть простой хранительницей очага, ее дело - вдохновлять мужчин на подвиги, служить музой (сразу вспоминаются блоковские "Стихи о Прекрасной Даме"). Воплощением благородства для меня является Луис, может, больше на уровне эмоций и ощущений от прочитанного, чем логики (то есть для меня это проскальзывает по обрывкам фраз из разговора, коротких штрихов в описании, добавляемых авторов.

Для каждого читателя пьесы выходит, наверное, на первый план что-то свое, личное, в унисон своим мыслям и чувствам. Для меня почему-то на первый план вышли любовь, призвание, благородство, вера. Как-то так...