Больше рецензий

Aleni11

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2018 г. 23:30

4K

4 Неоднозначная личность в мировой истории

Очень сильный исторический роман, но начинать с него знакомство с эпохой однозначно не стоит. Слишком уж нестандартно и избирательно автор подает материал. Здесь нет никаких исторических пояснений, постепенного появления многочисленных фигурирующих в сюжете персоналий. Только краткая генеалогия в самом начале, а потом как в омут – в самый разгар политических игрищ времен любвеобильного Генриха VIII. Неподготовленному читателю ухватить суть происходящего будет совсем непросто.
Общепринятых в подобной литературе развлекательных сцен вроде рыцарских турниров, балов и чувственных романических отношений в книге тоже не встречается. Все повествование сосредоточено вокруг Томаса Кромвеля, одной из центральных фигур английского королевства описываемого периода, что сильно ограничивает кругозор, не показывает полной панорамы происходящего. Мы видим именно его восприятие действительности, его взгляд на ситуации, его мысли, чувства, эмоции. Да, сильно беллетризованные, но такая версия вполне имеет право на существование.
По крайней мере, было любопытно посмотреть на всесильного государственного деятеля не как на почти демонического мерзавца, бесчестными методами пролезшего на самую вершину власти и многие годы творившего беспредел в стране, которым его традиционно рисуют многие источники, а как на человека достигшего всего долгим и упорным трудом, умом и выдержкой, и побуждения которого были далеко не так гнусны, как это принято считать. И «Волчий зал» - это не столько история английского общества, сколько история роли личности в этом обществе, история Томаса Кромвеля, фигуры настолько монументальной, что на фоне столь глубокого знакомства с ним эпоха несколько блекнет.
В целом было довольно интересно взглянуть на времена реформации под таким неожиданным углом, но читать было не всегда просто. Текст авторства Хилари Мантел явно не может похвастаться целостностью и плавностью изложения. Это, скорее, отдельные зарисовки, мимолетные сценки, хоть и расположенные в более-менее хронологической последовательности. Никаких лишних подробностей, описаний и излишней детализации. Основной акцент – на внутренний мир главного героя, всё остальное – просто фон.
К тому же, очевидно, пытаясь еще больше центрировать фигуру Кромвеля, подчеркнуть именно его первенство в сюжете, автор нарочито использует местоимение «он». Причем в сцене речь может идти совершенно о другом персонаже, и вдруг это «он», скорее даже «ОН», которое путает смысл написанного, хотя значение основного действующего лица, безусловно, усиливает. Например:

В этом весь Суффолк: ему кажется, будто официальный документ — ненужная прихоть.
Он снова шепчет на ухо кардиналу…

И «он» здесь совсем не Суффолк, как может показаться на первый взгляд… И в таком ключе выдержано все повествование. Конечно, такая стилистика интересна, даже, пожалуй, оригинальна, но мне не понравилось. Слишком уж часто приходилось возвращаться по тексту к уже прочитанному, чтобы поймать регулярно ускользающую нить. Со временем, правда, к этому привыкаешь, и дискомфорт становится не так очевиден, но все же запоем прочитать не получилось, даже несмотря на интереснейший исторический период и небанальную трактовку его событий.

картинка Aleni11

Комментарии


Вот вроде как и интересно, но скучала во время чтения