Больше рецензий

18 октября 2018 г. 10:08

3K

2.5

картинка missis-capitanova

К сожалению, наиболее подходящим словом, которым можно описать мои впечатления от "Пармской обители", является слово "скука". Это было невыносимо нудно. Если Вы читали у Стендаля "Красное и черное", то на его фоне данная книга покажется пресной и неинтересной - как будто их писали разные авторы. Возможно, конечно, все дело в моем вкусе - я не слишком жалую исторические романы - очень тягостно мне было читать длительные описания того, как итальянские земли ходят из рук в руки от Габсбургов к Наполеону и обратно, рассказы о разнообразных политических интригах и кознях при Пармском дворе, глупейшие любовные мытарства и переживания главных героев... А трехстраничное подробное описание скалы с уделением особого внимания всем сколам, зазубринам, валунам и кустарникам на ней вообще кого хочешь могут погрузить в летаргический сон...

Хотя поначалу я решила, что повествование обещает быть веселым - такую надежду мне внушил главный герой своими определенными поступками. Центральный персонаж романа - юный аристократ Фабрицио дель Донго, маявшись от скуки в поместье своего строгого отца и прослышав о возвращении его кумира Наполеона с острова Эльба, решает присоединиться к его армии и бороться под его знаменами. Не знаю, какие эмоции хотел вызвать у читателя Стендаль, но мне было смешно. Когда Фабрицио добрался таки до расположения войск легендарного полководца и начал свою военную кампанию, я решила, что это будет что-то в стиле похождений бравого солдата Швейка - также забавно и одновременно нелепо. Я читала и недоумевала, хотел ли писатель чтоб читателю было смешно, стремился ли он изобразить своего героя комедийным персонажем или нет... Не знаю, но почему-то мне кажется, что нет... Учитывая то, что Стендаль постоянно взывал к читателю и просил быть снисходительнее к его персонажу, скорее всего он просто хотел изобразить его со всеми свойственными любому из нас слабостями и недостатками и показать нам его глазами всю абсурдность и нелепость войны как таковой и роль маленького человечка во всем этом... Но, честно говоря, было очень смешно, когда вместо того чтобы воевать юный дель Донго через равные маленькие отрезки времени задавался вопросом, а можно ли уже считать, что он принял участие в бою или еще нет...

То же самое касается его амурных похождений. Простите, но здесь он мне напоминал ослика из мультфильма о Шреке с его коронной фразой: "А мы уже приехали?" Так и Фабрицио каждый раз, встречая миленькую мордашку, задается вопросом: "А это уже любовь?"... А потом, встретив новую девушку, ставил крест на том, что считал любовью ранее и начинал заново: "Ну вот это уже точно любовь!". Его зацикленность на определении любви и стремлении подогнать свои чувства под какие-то рамки очень сильно раздражала. Да и вообще все эти влюбленности после мимолетного взгляда, многочасовые размышления на тему почему она сегодня пожала мне руку именно так, а не иначе, что значит, что она одела синюю накидку, а не белую и так далее, и тому подобное выводили меня из себя и заставляли мечтать о том, чтобы книга побыстрее закончилась. Мужчины в ней какие-то изнеженные, истеричные, чуть что - вечно краснеют и бледнеют, бросаются в слезы, постоянно на грани обмороков, ревность какая-то ненатуральная и комедийная... Женщины ведут себя так, как будто забыли о том, что такое гильотина: хамят и дерзят высшим государственным лицам в надежде на положительный результат... И все вокруг поголовно имеют любовников и любовниц! Такое впечатление, что нормальные моногамные отношения тогда - этот нонсенс! И все пытаются подобраться ко всем через их любовников, любовниц и духовников!

Конечно, я понимаю, что этот роман нужно воспринимать с учетом времени и места действия, но я не смогла этого сделать. Меня раздражал главный герой и его жизненная позиция. Вернее, отсутствие таковой. Я абсолютно не понимала, почему все так к нему привязаны и готовы на все ради его благополучия. В то время как он только бедокурит и ждет, что кто-то будет его выручать из беды. Считайте меня кем угодно, но я фактически всю книгу ждала, когда же он получит по заслугам. Меня очень сильно возмущало то, что все вокруг считают, что, убив Джилетти, Фабрицио не совершил по сути никакого уголовного деяния! Кто он, а кто Джилетти?! Голубая кровь, убившая какого-то простолюдина, не может считаться виновной - это все равно, что он задавил бы клопа какого-нибудь! И ладно бы еще так считали только аристократы в Парме - верхушка духовенства встала на его защиту! Духовенство, для которого по идее должны быть все дети божьи равны! Духовенство, для которого убийство должно быть страшным грехом, независимо от того, кто и при каких обстоятельствах его совершил! И да - я торжествовала, когда король совершил свою хитрость и молодого дель Донго заточили в крепость!

Женские персонажи в этой книги - это тоже нечто. Мне была противна эта непонятная любовь между Фабрицио и его теткой, герцогиней де Сансеверина - это мало того, что инцест (просто не доведенный до интима), так еще и по отношению к женщине, старшей на добрых двенадцать лет! Клелия Конти, мимолетно увидев его всего три раза, влюбляется в него без памяти и способна на предательство по отношению к отцу! Она вполне серьезно считает, что он добрый, честный и умный молодой человек! Не зная его, ни разу с ним не разговаривая она делает такие вот выводы! С ума сойти! Прочитав книгу, я так до конца и не могу найти ответ, чем был так привлекателен для окружающих этот молодой человек? Для меня он из себя не представлял ровным счетом ничего! Все его жизненные перипетии я бы охарактеризовала одной фразой: "Дуракам везет!"

спойлер
Отдельно стоит остановится на финале. Это просто что-то с чем-то - такое ощущение, что Стендаль писал роман, подошел к концовке, а идей то осталось еще ого-го сколько и он решил одним махом вывалить их все на читателя. Простите, но иначе как бредом я это не назову - Клелия дает обет не видеться с Фабрицио, являет к нему в церковь на проповедь (естественно, видит его, но это, конечно же, не в счет), принимает решение стать его любовницей и чтоб не нарушать обет встречаться с ним в темноте! В темноте, Карл!!! У них рождается ребенок, у Фабрицио чахотка, но вместо того чтобы спокойно доживать свой век он решает этого ребенка похитить! И по итогу Стендаль решил, что всей это канители маловато и держи-ка ты, читатель, горсточку смертей! Ребенок, Клелия, брат Фабрицио, он сам, герцогиня де Сансеверина... Что называется, и тут Стендаля понесло... Посыпались герои как костяшки в домино... Простите, но это чушь какая-то...
свернуть

Я устала от этой книги так, как если бы прочла не роман в 400 страниц, а какой-нибудь многотомник. Я абсолютно не прониклась ни сюжетом, ни героями, ни их проблемами и страстями. При всем уважении к Стендалю, но это абсолютно не моя книга. Абсолютно.

Книга прочитана в рамках 81-го тура light-версии игры "Дайте две"

Комментарии


я прочитала спойлер.... у меня нет слов... отвисшая челюсть и только)))


Сама в шоке! :)) Такие вот страсти по-итальянски ;))


Не помню подобных страстей в КиЧ.... да и читала так давно, что плохо помню, что там было))
но подобные страсти, уж точно бы запомнила)))