Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

13 октября 2018 г. 14:40

586

4.5 Об историческом моменте и бабочке

Ленин пожал плечами. А про себя вдруг подумал: Революции не будет. Какая радость!..

Что понимается под историческим моментом, по крайней мере, в обиходе? Какая-то поворотная точка в истории как последовательности событий, когда некое действие направляет эту последовательность по определенному вектору. Когда принятое государственными мужами решение, выигранная или проигранная битва, подписанный или неподписанный договор оказывают огромное влияние на все дальнейшее развитие событий, народов, человечества.

В истории России таких моментов, думаю, было много. Юрий Арабов в своем романе выбрал, наверное, наиболее значимый и наиболее болезненный - события 1917 года. Тот год, когда наша страна повернула в одну сторону, но вполне могла повернуть (или не могла?) в другую. Арабов предлагает нам представить, что бы случилось с Россией, если бы в далеком 1917 году (уже сто лет прошло!) император Николай II не отрекся от престола. Что было бы, если бы последний из царствующих Романовых нашел в себе достаточно мудрости и душевных сил, чтобы заключить мир с немецким кайзером и вытащить страну из затянувшейся войны, чтобы договориться с большевиками, меньшевиками и прочими политическими партиями, чтобы переехать из Зимнего дворца в обыкновенную квартиру на Гороховой, чтобы прожить жизнь рядового гражданина и из мученика и символа превратиться в человека. Захватывающая получилась фантазия.

Роман охватывает период с 1917 по 1929 год. В 1917 году Николай не подписывает отречение, в 1929 - видит сон, что бы случилось, если б подписал. Видит и содрогается от ужаса. Видит собственную смерть, смерть семьи, видит колхозы, раскулачивание, очередную мировую войну, сталинский террор, хрущевскую оттепель, брежневский застой. Видит свою страну и свой народ, погрязшими в посредственности, воровстве и страхе. Есть от чего проснуться в холодном поту государю-императору! Но в версии Арабова Николай II торжественно открывает Метрополитен.

Роман очень интересно выстроен - в виде глав, где в центре оказываются разные исторические персонажи. Основной объем предоставлен двум главным силам: Николаю II и Ленину. Но есть главы о капитане "Авроры" Эриксоне, о Троцком, об императрице Александре Фёдоровне, даже о Гитлере. Все эти персонажи получились живыми и очень человеческими. Ленин не хочет уезжать из Цюриха, потому что там вкусные пирожные и отличные велосипедные дорожки. Николай побаивается властной жены. Троцкий тайно (и взаимно!) влюблен в Крупскую. Все они и многие другие - всего лишь люди, а значит щепки в мощном историческом потоке. По сути, они ничего не решают. Или все-таки решают? Или все-таки каждый шаг имеет значение и за него придется нести ответственность перед совестью и перед Богом?

В книге много юмора, язвительного, печального и саркастического. А сколько остроумных замечаний - все можно растащить на цитаты. Не раз я улыбалась или даже хихикала, но в конце стало нестерпимо грустно - до слез. Грустно от того, что взмахнула бабочка истории своими крыльями, и ничего уже не исправишь...

...неужели России всегда выбирать между плохим и очень плохим?

В рамках "KillWish. Kill them all", тур 2-й, мишень 4-я